Вдохновляют взлеты фантазии

26.02.2019

Жизнь омского писателя-сатирика А.З. Декельбаума богата событиями, насыщена яркими впечатлениями, а судьба не раз совершала неожиданные повороты. Он окончил Омский политехнический институт, работал технологом,  инженером – и поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Стал членом Союза российских писателей, главным редактором омской юмористической газеты «Сибирикон», затем еженедельника «Московский комсомолец» в Омске». А в 1999 году миролюбивый юморист отправился в полную испытаний кругосветную экспедицию на яхте «Сибирь»...

Автор нескольких книг и художественно-документальной повести «На палубе земного шара», Алексей Захарович сочинил и бардовские песни, в том числе те, что вошли в компакт-диск «Музыка слов. Песни омских журналистов». В последние 15 лет –  автор сценариев короткометражных фильмов, сценария «Кофе в постель» к сериалу «След», скетчей для телешоу «Женская лига», «6 кадров», «Даешь молодежь!»…

Алексей Захарович любезно согласился ответить на вопросы «Слова».

1. Творческий путь в качестве сценариста вы, Алексей Захарович, начали с написания сценария для программы «Судьба на заказ». В одном из интервью вы признались, что пока программа выходила в эфир, создано почти 20 сценариев. Сколько времени уходило на написание одного?

– Когда начал писать сценарии для программы «Судьба на заказ», во-первых, понял, что мне это страшно интересно: подводить своих героев к жесткому выбору, но при этом еще и выражать их внутренний мир сугубо через внешние реакции. Без всяких «он подумал», «она почувствовала». Первая же проба показала, что, во-первых, пишется легко – для меня это уже предвестник удачи. Но главное – мне казалось, что мои герои получались не картонными, монологи – не плакатными, а коллизии (в основном) – жизненными. Много лет спустя народный артист России Валерий Иванович Алексеев, игравший в одной из серий «Судьбы на заказ», подтвердил мои ощущения. По его словам, и ему, и его коллегам-артистам обстоятельства, представленные в этих сценариях, и реакции их героев воспринимались вполне органично и достоверно. И эта оценка мне до сих пор очень дорога.

Еще одно важное обстоятельство: я должен был выдавать по сценарию в неделю. То есть каждую неделю придумывать оригинальную историю и «населяющих» его героев. Придумывать сцены и расписывать монологи. И самое удивительное – это удавалось. Вообще люблю жесткие временные рамки.

– Мечтали ли с детства стать литератором или журналистом? Почему поступили в политехнический институт? Может, это был выбор родителей?

– В детстве и в мыслях не было стать литератором, журналистом или инженером-криогенщиком. В институт поступил потому, что после окончания школы надо было куда-то идти. О каком-либо призвании или давлении родителей и речи не было. Но вообще-то благодарен судьбе за техническое образование – оно мне потом очень пригодилось и в литературе, и в журналистике. Заложило основы логики и умение структурировать проблемы и темы, хотя, конечно, отдать этому 20 лет жизни (вместе с работой) – это многовато...

– Вы себя попробовали в разных профессиях. Что вам ближе? Где раскрылся больше творческий потенциал?

– Надеюсь, что в литературе и сценаристике, тем более что они-то мне как раз и ближе всего.

– Какой из собственных сатирических рассказов вам нравится больше всего?

– «Сага о свободе».

– Кто из сценаристов является для вас вдохновителем?

– Меня вдохновляют не сценаристы, а идеи, истории, герои, взлеты чужой фантазии. От этого и сам заряжаешься. Что же касается персоналий, то и у новичка может быть безумный взлет, а у признанного гения – проходная вещь. Есть, конечно, сценаристы, к творчеству которых отношусь с особым вниманием, но их фамилии долго перечислять...

– Писать сценарии для сериалов - чисто коммерческий проект?

– В целом да. Но это и творческий процесс.

 ˗ Как оцениваете качество современных российских сериалов?

– Есть и взлеты, есть и проходные работы, есть и откровенно штампованные сериалы, сделанные по общим лекалам. Впрочем, даже в таких есть интересные герои, коллизии и сюжетные повороты. Это как бы «квалификационный минимум» профессионального сценариста.

Фото: 1 – vomske.ru, 2 – omskgazzeta.ru

Беседу вела Анна Тарасенко