Для лакея жизнь – бесценный дар

28.02.2019

…Удивление нарастает, когда входишь в зал. Все абсолютно в черном цвете: пол, стены, потолок. Свет приглушенный, полумрак. Погружаешься в атмосферу таинственного, неясного. Привычной сцены нет, есть небольшой помост, тоже черный и блестящий…

Передо мной – камерная сцена им. Татьяны Ожеговой Омского академического театра драмы. Спектакль, поставленный по «Рассказу неизвестного человека» А.П. Чехова.

…Начало спектакля. Гаснет свет, все погружается в кромешную тьму. Вдруг луч света, ворвавшись в темноту, освещает фигуру человека в черном, на него сверху падает тонкая струйка не то песка, не то опилок. Сначала она покрывает поля его шляпы, затем плечи. Потом эта струйка будет сыпаться на помост, становясь кучкой, из содержимого которой герой будет лепить фигурки… Настрой не на развлечение, а на серьезный лад. Как позднее понимаешь, эта песочная струйка – символ времени, подобно песочным часам течет с неумолимой быстротой. Довольно удачно подобран образ режиссером Егором Равинским.

Необычным было и то, что артисты, помимо сцены-помоста, появлялись то сверху, на балконе, то позади зрителей. Поэтому их внимание рассредоточивается. Зрители как бы вовлечены в процесс действия. В другой сцене действующие лица, изображающие рыбаков, забрасывают удочки с  нанизанными на них конфетами на первый и второй ряд. И это должно служить сближению актеров и зрителей. Но как-то не совсем гармонично получилось, зрители не поняли, что с конфетами делать.

От режиссерских находок перейдем к игре актеров. Главную роль неизвестного исполнил Олег Берков. Безусловно, роль самая сложная и интересная. Собственно, это и есть рассказ неизвестного человека о жизни в необычной для него роли – роли лакея. Герой смотрит на людей своей среды, и все представляется в другом свете. Люди в мундирах чиновников предстают дома во всей своей красе, не находят нужным церемониться со слугами. Никчемность и пошлость жизни Орловых, Пекарских, Кукушкиных, их ироническое отношение ко всему рождает в рассказчике не только протест, но и переосмысление собственной жизни.

Смотря спектакль, невольно думаешь о том, как природа человека малоподвижна. Проблемы спустя век остаются неизменными: «они говорили, что бога нет и со смертью личность исчезает совершенно», «истинного блага нет и не может быть», «Россия такая же скучная и убогая страна, как Персия», «интеллигенция безнадежна... она в громадном большинстве состоит из людей неспособных и никуда негодных», «народ же спился, обленился, изворовался и вырождается», «литература неуклюжа, торговля держится на мошенниках»… Разве слова из произведения Чехова не актуальны по сей день? Однако идея рассказа заключается не столько в том, чтобы показать никчемность жизни вообще, сколько в том, чтобы изобразить ее именно такой, какую ведут персонажи. Главный герой обречен на смерть (он болен чахоткой), поэтому жизнь как таковая для него особенно ценна, каждый миг ее важен и должен быть осмысленным и прекрасным. К такому подходу к жизни как бесценному дару призывает Чехов устами своего героя не только своих современников, но и будущее поколение. Известное высказывание персонажа чеховской пьесы о том, что в человеке должно быть все прекрасно, проходит через века и вселяет оптимизм в последующие поколения.

Фото: omskdrama.ru

Анна Тарасенко