Боевики: от экспериментов к новым канонам

13.03.2019

В период 1990 – 2000 годов жанр «боевик» меняется, а его классические проявления (о которых сказано в первом материале «Боевики: герой прострелен, но невредим» от 16 января 2019 г.) станут очевидными лишь в наши дни.

Почему же 1990-е годы – время экспериментов? Какой фильм ни возьми в жанре «боевик», он необычен. В частности, ленты «Матрица» (1999, Лана Вачовски, Лили Вачовски), «Терминатор 2: Судный день» (1991, Джеймс Кэмерон), «Пятый элемент» (1997, Люк Бессон) близки к фантастике. Но стоит вникнуть в их содержание, и становится понятно, что это классические боевики в новой обертке: герой – особенный, перед ним – задача, справиться с которой под силой только ему. Проблема, оказывается, возникла настолько серьёзная, что угроза висит ни больше, ни меньше – над миром. А в конце фильма героя ждет традиционная победа. Но создатели лент на сей раз не побоялись совершить серьезный шаг и вполне готовы распрощаться с героем...

Если создатели фильмов не склонны проявлять милосердие к герою, то автор настроен добродушно по отношению к читателям и сосредоточит внимание только на четырех лентах.

Итак, «Крепкий орешек 2» (1990). Режиссёром сиквела о похождениях Джона Макклейна стал Ренни Харлин, что обусловило выражение иного взгляда создателей ленты на героя, появление новых постановочных элементов, операторских и режиссерских находок. Канва фильма в сравнении с оригиналом не поменялась: герой-полицейский не при исполнении обязанностей, террористическая группировка, незаурядный злодей и клишированная концовка… Сам Макклейн не стал неуязвимой машиной для убийств, а сохранил качества живого человека, активно комментирующего происходящее в надежде успокоить себя. Да и патронов у него немного, поэтому нужно как-то выкручиваться... И если происходит что-нибудь из ряда вон выходящее, то оно обосновано. Постановка, к слову, осталась классической для боевиков 1980-х, как и съёмка фильма, и актерская игра.

«Круто сваренные» (1992), – пожалуй, один из знаковых и лучших фильмов в жанре «экшн» тех лет. Режиссёр Джон Ву снял отличную картину, у которой плохой сюжет. История рассказывает о полицейском по имени Текила, который планомерно уничтожает элементы такой группировки, как триада. Но не за это фильм любим зрителями, а за невероятное действие, великолепную режиссуру, использование «Slow motion», а также необыкновенный стиль. Для съемки фильма арендовали здания, а если не получалось, то отстраивали целые локации. Джон Ву очень серьезно подходит к своим фильмам, с такой фанатичностью снимает их, что актёры после съёмок измотаны. Но это приносит зрелые плоды. Пожалуй, после этой картины боевики начинают эволюционировать, создатели их придумывают новые «фишки», чтобы выделиться среди коллег…

В 1996 году перспективный молодой режиссёр Майкл Бэй только искал свой стиль и, кажется, нашел его в фильме «Скала». Продемонстрирована отличная работа с камерой  (у фильма Джона Ву – свои особенности, но камера в большей части ленты статична), Бэй активно меняет ракурсы и создает внутрикадровый монтаж, что для боевиков тогда было в новинку. Злодей стал выразительным, на первый взгляд, он не выделяется на фоне остальных персонажей, но на деле харизматичен, проявляет беззаветную веру в своё дело. Судите сами: ветеран войны разочаровывается в своей стране и решает собрать вместе друзей и знакомых, согласных с ним и желающих разобраться по-свойски с правящей верхушкой. Да, он угрожает, обещая захватить заложников и пустить ракеты, но на деле заложников сам оберегает от своих же «псов», а ракеты даже и не собирается отправлять в полет. На его фоне комично выглядят герои, коих здесь два: Шон Коннери будто играет Джеймса Бонда в старости, а Николас Кейдж – из разряда новых героев, которым следует опасаться за свою жизнь, ведь пуля, оказывается, способна ранить и сделать им больно. Как сказано ранее, фильм выделяют постановка, режиссура, экшн, не шаблонный злодей, а также место действия: для съемки ленты использован остров Алькатрас.

И наконец, фильм «Миссия невыполнима» (1996). Детективный триллер – редкое в то время ответвление для боевиков. Брайан Де Пальма сделал этот шаг красиво. К участию в съемке фильма привлек Тома Круза, Жана Рено и ещё несколько культовых актёров. Живое действие, крайне мало графических спецэффектов, хорошая актерская игра, культовые сцены...  И злодей – незаурядный…

Говоря о боевиках 1990-х годов, стоит упомянуть Джеки Чана, который внёс большой вклад в развитие экшена в фильмах. А лента «Последний киногерой» (1993, Джон МакТиран) стала глотком свежего воздуха в фильмографии Шварценеггера и одним из лучших фильмов с его участием. Лента «Без лица» (1997, Джон Ву) внёсла серьезные изменения в построение сюжетов, а также в процесс формирования характеров героев. Особенно интересно во всём этом экспериментальном времени выглядели Квентин Тарантино и Гай Ричи. Да, их фильмы тех лет можно назвать скорее криминальными, иногда драмами, но именно они внесли вклад в развитие не столько боевого экшена, сколько в развитие повествовательного и разговорного действия…

Фото: kinopoisk.ru

Игорь Жидков