Мальчуган проектирует робот

09.04.2019

20 апреля в городе на Иртыше пройдут соревнования по робототехнике, организатором которых является Омская областная станция юных техников. Команды из областного центра и районов области будут бороться за победу в номинациях «Перевозчик», «Чертёжник», «Захват флага» и «Сумо».

…В помещении, где проводятся занятия кружка «Занимательная робототехника», действующего при Техническом университете, дело не останавливается ни на минуту, столы заставлены коробками с деталями и ноутбуками. Атмосфера – позитивная, дети и юноши, не отвлекаясь от сборки и тестирования изобретений, успевают шутить.

В одной части аудитории слышатся звонкие щелчки: проводится тестирование системы запуска снарядов роботанка. В другой части помещения двое мальчиков увлечённо обсуждают что-то, время от времени указывая на ту или иную часть их механических творений.

Это Лев и Максим, самые молодые и, по моим впечатлениям, одни из самых активных и общительных членов кружка. 10-летний Максим в канун предстоящих соревнований выбрал номинацию «Робо-сумо». Сам робот он уже спроектировал и собрал, теперь занят, по его словам, самым интересным – программированием. Максим перед приходом в кружок изучал программирование и основы роботостроения в образовательном центре «РобоПолигон». Он наметил цель – поступить после школы в тот университет, который окончили его отец и старший брат. 12-летнего Льва привлекла номинация «Перевозчик», его робот показан его в деле... 

Об особенностях работы объединения пытливых и любознательных корреспонденту «Слова» рассказал сотрудник кафедры «Автоматизация и робототехника» Михаил Ромазанов, он и проводит занятия в кружке «Занимательная робототехника».

˗ Какие аспекты робототехники увлекает детей более всего?

˗ Вначале идёт обучение принципам соединения деталей, ˗ говорит М. Ромазанов. – В итоге обучения собирают робот. Трудности начинаются уже после этого. Если у ребёнка не развито пространственное мышление, то он – в тупике. Основная проблема – в том, что программирование подчиняется строгим правилам, ему можно обучить, но понимание принципов конструирования может прийти только с опытом и развитием творческого потенциала.

К счастью, во время преодоления сложностей приходит интерес к программированию. Конструирование и программирование роботов для участия в соревнованиях – творческий процесс. Возникает множество задач, решение каждой из которых – маленькая победа, приводящая ребенка в восторг.

˗ Не останавливают ли детей сложности в изучении программирования?

˗ Нет, обучение проходит плавно, и  обычно проявляют равнодушие к робототехнике не те, у кого что-то не получается, а те, у кого программирование не вызывает интерес. За обучение в кружке не взимается плата. Некоторые родители отправляют своих детей в кружок, не интересуясь мнением ребёнка. В таких случаях изучение робототехники становится лишь тяжёлой обязанностью.

˗ Большой ли происходит отсев?

˗ Из кружка уходит примерно треть тех, кто явился на первое занятие.

˗ Имеют ли члены кружка преимущества при поступлении в университет?

˗ Кружок робототехники открыт четыре года назад, в нем занимаются школьники. Победители в соревнованиях по робототехнике «Робофест» получают дополнительные 10 баллов при поступлении в университет.

Фото: автор

Иван Карпенко