Боевики: аромат винегрета или нафталина?

18.04.2019

Период с 2000 по 2009 год выдался крайне интересным и столь же насыщенным экспериментами, как и предыдущий. Скажем о достоинствах лент, которые привнесли нечто новое в жанр боевика, хотя, как ни парадоксально звучит, боевиками в оригинальном их понимании не являлись.

Получили широкое распространение фильмы, претендующие на историчность либо использующие сеттинг (среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия) давно минувших лет. Эталонными фильмами стали «Гладиатор» (Ридли Скотт, 2000) и «Последний самурай» (Эдвард Цвик, 2003). Обе картины базировались на реальных историях, обе зрелищны, любимы зрителями всего мира. Но лишь «Гладиатору» удалось собрать награды и вознести исполнителя главной роли Рассела Кроу на вершину Голливуда.

«Самурай» не уступал ни в чём «Гладиатору», ему лишь не повезло: в том же 2003 году вышел фильм «Властелин колец: возвращение короля» (Питер Джексон), который стал лучшим в рекордных 11 номинациях кинопремии «Оскар». Возносить Тома Круза на олимп популярности не было надобности, широко известна работа актёра в таких картинах, как «Лучший стрелок», «Человек дождя», «Миссия невыполнима» и «Особое мнение». Также в этот период вышли великолепный фильм «Троя» (Вольфганг Петерсен, 2004), ленты «Царство небесное» (Ридли Скотт, 2005) и «300 спартанцев» (Зак Снайдер, 2007).

Российское кинопроизводство тоже может удивлять, а произведениями в жанре боевика – тем более. Пожалуй, стоит отметить три фильма тех лет: «Брат 2» (Алексей Балабанов, 2000), «Война» (Алексей Балабанов, 2002) и «Бригада» (Алексей Сидоров, 2002). Впрочем, последняя лента – сериал настолько высокого уровня, что современным российским «творениям» до него далеко. «Войну» и «Брата 2» снял один режиссёр, и это показательно, ведь кроме него в жанре боевика на территории стран СНГ никто так и не смог создать ничего качественного. Хорошо прописанные диалоги, качественный сюжет, актерская игра, постановка экшн-сцен и передача российского колорита без всякой «клюквы» ˗ вот что объединяет эти фильмы.

Вместе с «историческими» фильмами популярностью неожиданно пользуются экранизации комиксов: «Человек-паук» (Сэм Рейми, 2002), «Железный человек» (Джон Фавро, 2008), с которого начался самый дорогой киносериал современности «Кинематографическая вселенная Марвел», а также «Темный рыцарь» (Кристофер Нолан, 2008), в котором сделан упор на реализме. В таком винегрете из фэнтези, фантастики, исторических сюжетов, комиксов, в переплетении жанров утвердиться оригинальным боевикам было крайне сложно. Чтобы создать фильм, который рассказывал бы оригинальную историю про реальный мир, требовалось придумать нечто новое, данный период связан с переосмыслением жанра боевика.

В это время видение боевиков представили режиссеры Гай Ричи и Квентин Тарантино. Каждый из них оценивал ситуацию по-своему, но общего у них куда как больше, чем может показаться на первый взгляд. Они начали развивать идею, при которой экшн, именно то, из чего и состоит боевик, находил выражение не в перестрелках или погонях, а в разговорах, в поведении персонажей, в монтаже и изощренном сюжете. При первом просмотре фильмов «Большой куш», «Револьвер» или «Бесславные ублюдки» каждый зритель чувствовал себя как выжатый лимон, и дело здесь не в экшне, хотя в картинах он был, а в умелом манипулировании чувствами зрителя. Оба режиссёра показали, что из боевиков можно сделать комедию, драму, криминальную историю, нужно лишь перевернуть устоявшиеся каноны. Но фильмам этих режиссёров присущ недостаток: действия с взрывами, выстрелами, преодолением препятствий не было вовсе или было крайне мало.

Среди боевиков тех лет можно выделить ленты «Олдбой» (Пак Чхан-ук, 2009), «Заложница» (Пьер Морель, 2007), «Казино Рояль» (Мартин Кэмпбелл, 2006) и трилогию о похождениях Джейсона Борна: «Идентификация Борна» (Даг Лайман, 2002), «Превосходство Борна» (Пол Гринграсс, 2004), «Ультиматум Борна» (Пол Гринграсс, 2007). Фильмы объединяет одна концепция: главный герой является движущей силой, он идёт к цели, несмотря ни на что, разбирается с большим количеством оппонентов, не лишен слабостей и решает реальные проблемы, понятные зрителю. Но есть и отличия: если Джейсон Борн и Джеймс Бонд – специальные агенты, которых всю жизнь готовили к тому, чтобы избавляться от врагов, то О Дэ-су из «Олдбоя» не является шпионом или киллером, это обычный бизнесмен, который ради преодоления препятствий предпочитает молоток, а герой Лиама Нисона – без пяти минут пенсионер и давно находится в отставке, и лишь старые знания помогают ему достигнуть цели. Отныне в мире боевиков нет «ультимативных» героев, каждый способен страдать, старается избежать перестрелок, предпочитая рукопашный бой. Одни сюжеты получились лучше, другие хуже, трилогия о Борне и картина «Казино Рояль» вышли тривиальными. Но истории о бывшем агенте и «мужике старой закалки» получились отличными, каждая сцена притягивает внимание. Да, в этих фильмах зритель не получает одного из основных элементов киноремесла – развития персонажей. Им тяжело преодолевать препятствия, они проявляют смекалку…

На фоне названых ранее картин так называемые «мэтры» выглядели неказисто. А. Шварценеггер надеялся на «Терминатора 3: Восстание машин» (Джонатан Мостоу, 2003), но фильм оказался посредственным, провалился в прокате, другие проекты актера были такими же. Сильвестр Сталлоне занимался самокопированием, после успешного фильма «Рокки» (Джон Г. Эвилдсен, 1976) он был режиссёром последующих сиквелов, но шестая картина из серии «Рокки Бальбоа» провалилась. И тогда Сталлоне вспомнил о другой прибыльной серии фильмов о «Рэмбо» и в 2007 году представил миру «Рэмбо IV». Но и этот фильм оказался неудачным, и Сталлоне придумал амбициозный кроссовер с героями детства: в 2010 году вышел фильм «Неудержимые», о котором, впрочем, расскажем в следующем материале.

Наибольшее разочарование вызвал Брюс Уиллис. Последние удачные работы этого актера по сей день – «Город грехов» (Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино, 2005) и «16 кварталов» (Ричард Доннер, 2006). Все остальные фильмы, в которых Уиллис был на первом плане, очень плохи, из самого амбициозного актера Голливуда он превратился в актёра второсортных картин…

Десятилетие вышло разнообразным для жанра боевика: произошли смешение с другими жанрами и стилями, переосмысление поведения главного героя, внедрение в экшн-фильм самоиронии, шуток и неожиданных поворотов сюжета. Деятели «старой школы» ушли на второй план, представлено новое видение жанра. Удачные самобытные проекты и провал сиквелов и триквелов показал создателям, что людям надоели копии, пора привносить что-то новое в жанр боевика...

Фото: kinopoisk.ru

Игорь Жидков