Боевики: «Наемник» преследует «Джона Уика»

30.05.2019

Как удачно, что к итоговому материалу о боевиках вышел триквел лучшего боевика последних лет и законодателя жанра в промежутке с 2010 по 2019 год – «Джон Уик 3».

Последнее десятилетие оказалось тяжелым для жанра. В этот период получил распространение такой жанр, как комикс, и все киноделы стараются сделать если и не что-то подобное, то, как минимум, нечто не реалистичное, то, чем является, по сути, боевик. Но боевик не был бы собой, если бы не продолжал приносить киностудиям деньги, а посему жить он будет долго. Пожалуй, заслуга принадлежит не столько самому жанру, сколько действующим лицам лент.

В последнее время основными актерами в фильмах, снятых в жанре экшен, стали Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэтхэм, Том Круз, Киану Ривз, Брэд Питт, Вин Дизель. Актерские таланты некоторых из них, конечно, сомнительны, оглядываясь в прошлое, понимаешь, что за многие годы в подборе кандидатов на главные роли в боевиках ничего не изменилось. Самый же дорогой для киностудий актер Дуэйн Джонсон ежегодно снимается в двух-трёх боевиках, и благодаря известному имени каждый из фильмов приносит создателям прибыль.

Иногда популярной становится франшиза, например, лента «Форсаж». Серия картин «Форсаж» давно отдалилась от тематики гонок и пришла к жанру экшен-фильмов: с глупым сюжетом, забавным действием, морем взрывов и карикатурным злодеем. Ничего не напоминает это перечисление достижений? Конечно, вспоминаются старые добрые боевики 1980-х годов, которые греют душу мужчинам со всего света, выросшим на фильмах тех лет. Во главе угла, как всегда, здоровые дядьки с большими «пушками». Спасение мира, опасные погони и, конечно же, победа над злодеем, а значит и «хэппи энд»… Всё было бы хорошо, если бы это бы эксперимент провалился, но фильмы серии «Форсаж» выходят ежегодно и собирают со зрителей миллиард долларов каждая, от чего волей-неволей придешь к выводу, что данная франшиза, как бы она плоха ни была, будет существовать ещё долгие годы.

Говоря о франшизах, не упустим из виду вышеупомянутого «Джона Уика». Вышли три фильма, но есть основания предполагать, что недавняя история об этом персонаже – не последняя… Первый фильм о похождениях «Бабы Яги» (так в фильме величают самого главного героя) «Джон Уик» (Дэвид Литч, Чад Стахелски, 2014) вышел первоклассным, великолепным. Это боевик, в котором экшен – невероятный с точки зрения постановки, почти без использования графики, с продуманным сюжетом, а также интересными персонажами и даже неплохим злодеем. Всё в фильме выверено: режиссура, сценарий, диалоги, актерская игра и, конечно же, само действие. В самом деле, секрет прост – это не боевик, а драма. Первая перестрелка происходит спустя 30 минут после начала ленты, а всего их в фильме четыре, и каждая запоминается просчитанными до мелочей деталями. Картина стала законодателем жанра в этот период, в ней – сильный, но не бессмертный герой. Фильм тепло приняли и критики, и зрители. Принято спорное решение снять сиквел. Правда, зачем? В фильме четкий и лаконичный финал без «хэппи энда», с сильной эмоциональной отдачей.     

Производители фильмов сочли иначе и не прогадали. «Джон Уик 2» (Чад Стахелски, 2017) – это хороший боевик с глупым сюжетом, не харизматичным злодеем, карикатурными персонажами, но интересной и высококачественной постановкой экшена. Да, фильм с уходом Литча из числа режиссеров ленты растерял таинственность и шарм, которые свойственны первой картине, но приобрёл новое. Перестрелок стало столько, что одна перетекает в другую так быстро, что не успеваешь прийти в себя после предыдущей. Но поставлено всё отлично, смотреть интересно. Что-то концептуально новое картина не привнесла в жанр: получен ворох положительных отзывов, хотя одновременно появились отрицательные. Зрители фильм приняли, а значит триквелу ˗ быть…

Вот и вышел в прокат, как отмечено выше, фильм «Джон Уик 3» (Чад Стахелски, 2019). Как же сильно ты пал, Джон... Эта лента – очень скучное, глупое, надуманное и непонятное недоразумение, несмотря на то, что сценаристов – четыре. Персонажи невыразительны: зрители зевают в кинозалах. При минимальных затратах студия-производитель сделала из авторского кино генератор по производству денег. Ведь фильм окупился, а части аудитории он даже понравился. Таким образом, зрители создали киномонстра, который будет развиваться, каким бы ужасным он ни был.

От упоминания негативного перейдем к разговору о хорошем. Боевики последнего десятилетия разношёрстны. Например, обратим внимание на «Патруль» (Дэвид Эйр, 2012) – фильм с крепким сюжетом, понятными персонажами, реализмом и хорошей актерской игрой. Также стоит отметить ленты «Убийца» (Дэни Вильнёв, 2015), «Снайпер» (Клинт Иствуд, 2014), «Рейд» (Гарет Эванс, 2011). Эти фильмы интересны с сюжетной точки зрения, режиссуры и актерской игры. Интерес могут вызвать и картины «Джек Ричер» (Кристофер МакКуорри, 2012), «Великий уравнитель» (Антуан Фукуа, 2014) и «Воздушный маршал» (Жауме Кольет-Серра, 2014). Это фильмы с интересным подходом к экшену, но сюжеты не столь четко продуманы, как в названных ранее лентах.

Были и особенные картины. Одной из таких стал фильм «Ярость» (Дэвид Эйр, 2014). Кажется, сюжет про вторую мировую войну никого удивить не может, но выходит в прокат эта лента, и приходит понимание, что всё возможно. Очень сильная эмоционально картина. Экшен отлично поставлен, он реалистичен и в тоже время красив, хоть кругом – грязь с кровью. Умение создателей с помощью вроде бы ничего не значащего действия показать этапы развития героя как личности превратили боевик в произведение искусства. Хороши актеры, получился фильм, который можно смотреть даже спустя годы.

Порадовал интересными решениями «Малыш на драйве» (Эдгар Райт, 2017). Это не фильм, а один заводной клип с харизматичными героями. Правда, сюжет – не выдающийся, но подход к экшену удивил многих. Эдгар Райт превратил перестрелки в разговоры, погони – в ритмичные и хорошо поставленные заезды. Фильм не стал законодателем жанра, как «Джон Уик», но показал, как можно освежить и переосмыслить стиль…

Российские производители тоже выпустили фильмы в жанре боевика, но все они были неудачными, среди них – и «Т-34» (Алексей Сидоров, 2018). Но была снята и лента «Хардкор» (Илья Найшуллер, 2016). Сюжет неудачен, герои неинтересны, главный злодей в исполнении Данилы Козловского –недоразумение, да и сам экшен местами страдает… Но до чего же привлекательная лента хотя бы благодаря ее концепции! Помогал создателям картины Тимур Бекмамбетов, которому принадлежит не одна интересная идея для постановки фильмов. Сама ситуация, что именно из российских рук вышло данное произведение, приятно удивляет...

А чем была занята «старая гвардия»? «Неудержимые» (2010-2014) – поделки на конвейере, запущенном Сильвестром Сталлоне. Актер создал своеобразный кроссовер, чтобы вспомнить всех актеров, известных с  детства, представил реверанс прошлому. Фильмы начали разрастаться в серии, продолжение  анонсировано, количество героев растёт в каждой ленте, а дети ликуют, когда видят на экране, как персонажи уничтожают толпы врагов…

Стоит отметить комедийный боевик «Шпион» (Пол Фиг, 2015), пересматривающий идею экшена. Брюс Уиллис снялся в пятой части «Крепкого орешка» и всё так же, как и прежде, вязнет во второсортных фильмах. «Джон Уик», как законодатель моды, подвергся копированию: фильм «Наёмник» (Майкл Куэста, 2017) явно уступает «Джону Уику», лента «Взрывная блондинка» (Дэвид Литч, 2017) невыразительна, хотя одна достойная экшен-сцена в картине имеется…

Интересные они, эти боевики. Ни в одном другом жанре нет настолько устоявшихся канонов, как в этом, а также своеобразных отцов-основателей. Нет нигде больше размытых границ и в то же время строгой единой канвы. Жанр в течение десятилетия изменялся, удивлял, надоедал и кардинально корректировал концепцию… Но всегда в подобных фильмах есть герой, который бьётся за доброе в мире и побеждает зло. Это мотивирует детей, а взрослые не чураются посмотреть боевики после трудового дня. Да, мы входим в эру франшиз, и кому-то это не нравится. Но будьте уверены: появится тот, кто перейдет от франшиз к авторскому кино…

Фото: kinopoisk.ru

Игорь Жидков