Вне ярмарки тщеславия

11.07.2019

…Москва, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка, посвященная 300-летию американского искусства. Около картины Энди Уорхола, стоимость произведений которого, по данным британского журнала «Экономист», за четверть века к 2010 году увеличилась на 3400 процентов, – никого. А у картины малоизвестного в России пейзажиста Альберта Бирштадта, творившего в XIX веке, посетители стоят по несколько минут.

Дилетанты? Не понимают ценности картины Уорхола? Чем очарованы, красивеньким пейзажем?.. Постоянного посетителя ярмарки тщеславия, завсегдатаи которой стремятся выглядеть в глазах окружающих как редкие знатоки и ценители всего и вся выдающегося и уникального, утвердить свое превосходство над другими людьми, этот пейзаж, вероятно, не вдохновит на рассуждения о высоком искусстве. А зрители не очарованы – заворожены картиной Бирштадта, на которой изображена Сьерра-Невада, горная система, расположенная в американском штате Калифорнии. Величественные горы – вдали, на первом плане – стройные гигантские секвойи, растущие на берегу озера. Эти деревья обладают редкостной притягательностью, высота многих превышает 90 метров. Красота природы, изображенной Бирштадтом, привлекла к картине и завсегдатаев вернисажей, и тех, кто, может быть, впервые заглянул в художественный музей.

В музеях жемчужины прекрасного – сплошь и рядом, каждая картина может представлять интерес, пусть имя автора какой-либо из них и неизвестно посетителю. В Национальном музее древнего искусства, расположенном в португальской столице Лиссабоне, ценители искусства подходят в первую очередь к триптиху одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения Иеронима Босха «Искушение святого Антония». В музее выставлены и другие интересные произведения, например, «Беседа» или «Веселая кампания» нидерландского живописца Питера де Хоха, которого представляют как современника Яна Вермеера. Жанровая сцена: кажется, застолье, мужчины и женщины, взаимные симпатии… А у двери стоит скромный молодой человек и безуспешно ожидает, что участники пирушки обратят внимание на него. Бедный дворянин? Проситель? Кандидат на военную службу? Пожалуй, он симпатичнее, чем участники пирушки…

Ничего удивительного не произойдет с посетителем музея, воображение которого поразило непримечательное, на первый взгляд, полотно. В Русском музее в Санкт-Петербурге выставлена небольшого размера картина русского художника Валентина Серова «Старая баня в Домотканово». Простенькая, кажется, непритязательная. А каким от нее веет теплом, покоем… Зритель понимает, сколько добрых чувств, приятных воспоминаний художника было связано с краем, уголок которого изображен на картине. Наверное, каждый зритель, глядя на нее, способен вспомнить домик, находящийся в тех местах, где ему было уютно, где он чувствовал, что его любят и ценят...

Не примечательны, на первый взгляд, картины французского художника XVIII века Юбера Робера. Наверное, редко кто из ценителей живописных полотен восторгается ими: в санкт-петербургском Эрмитаже, например, посетителю всегда трудно пробиться к полотну Рембрандта «Возвращение блудного сына», около которого множество людей, а во вместительном зале, где выставлены работы Робера, зрители, как правило, не задерживаются. Можно в шутку называть его певцом античных развалин, однако его произведения, видимо, добавляют важные детали к характеристике творческих процессов, происходивших во французской живописи в XVIII веке.

Можно обнаружить много удивительного и в испанских региональных художественных музеях, за посещение которых, кстати, не надо платить. Конечно, в музее изящных искусств, расположенном в городе  Валенсии, особенно притягателен автопортрет Д. Веласкеса. Не менее интересны работы Хоакина Сорольи, крупнейшего представителя импрессионизма в стране, весьма ценимого в Испании, но малоизвестного в России, хотя его произведения, к слову сказать, выставлены в мадридской галерее Прадо. В валенсийской же галерее можно увидеть картину норвежского художника Йохана Даля, на которой изображено ущелье в Саксонской Швейцарии: горная река, скалы… Удивительная, царственная природа. Может быть, благодаря ознакомлению с восхитительным пейзажем зрителю легче будет воспринимать прекрасное там, где он живет…

Жемчужины творчества можно найти везде. В музее изящных искусств, расположенном в испанском городе Кастельон-де-ла-Плане, поразительна роспись на керамической посуде, сделанная рисовальщиками. Ремесленники? Поденщики? Мастера! Традициям рисования на керамической посуде, другой домашней утвари – несколько веков. Благодаря совершенствованию техники формовки и декора изделий, использованию тонких художественных приемов испанским мастерам удается достигнуть замечательных результатов.

Столь же интересна роспись на керамических изделиях, сделанная испанским и французским художником Пабло Пикассо. Его работы, в том числе картины, рисунки, выставлены в музее французского городка Антиба. Фи, может сказать постоянный посетитель ярмарки тщеславия, всего-то выставлены несколько десятков картин и рисунков, не на что, дескать, смотреть, вот в музеях испанской Барселоны и швейцарской Люцерны гораздо больше представлено замечательных произведений художника… Впрочем, основания для разочарования едва ли имеются: музей в Антибе раскрывает грани таланта художника, демонстрирует богатство его творческой фантазии.

Можно вспомнить посетителей музея изящных искусств, расположенного во французском городе Лилле, которые оживленно беседовали около картины Питера Брейгеля-младшего. То ли она произвела на зрителей неизгладимое впечатление, то ли не обратили внимание, что картина принадлежит кисти Питера-младшего, который в XVIII-XIX веках был забыт как художник, а не Питера Брейгеля-старшего, нидерландского живописца и графика, чье творчество наиболее известно в мире, если говорить об обладателях этой фамилии. Возможно, посетители пытались осознать, что они видят в музее – оригинальную работу Брейгеля-младшего или одну из  многочисленных копий отцовских произведений, чем он был известен. Людей привлекают, естественно, оригинальные работы. Можно понять сотрудника художественного музея, расположенного в бельгийском городе Брюгге, который пытался убедить посетителей в том, что одну из картин, выставленных в музее, создал именно Босх. Хотя на полотне имеется указание, что оно только «приписывается Босху», бельгийцу, видимо, хотелось, чтобы искусствоведы рано или поздно признали, что именно этот художник является автором полотна. Если люди искренне интересуются искусством, им будет нетрудно понять, каково значение полотен Питера Брейгеля-старшего, в чем отличие оригинальной работы от той, что создана учениками в мастерской известного художника или только приписана ему.

В музеи, естественно, приходят люди с разными вкусами, пристрастиями, настроениями. Одни интересуются искусством постоянно, другие влекомы модой и желанием похвастаться перед знакомыми эрудицией или хотя бы фактом посещения выставки, третьи пришли в компании с друзьями, потому что нечем было заняться… Так было в том же московском музее изобразительных искусств имени Пушкина, когда несколько лет назад из итальянских музеев туда были привезены 12 полотен Тициана, итальянского художника эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картины были выставлены в небольшом помещении, людей набилось много, у каждого полотна – маленькая толпа... Но для всех зрителей визит в музей оказался полезным: у случайного посетителя какая-то картина может пробудить интерес к живописи. А насмешки друзей над тем посетителем, который является приверженцем модных веяний и поверхностно рассуждает о ценности того или иного произведения, могут побудить человека доказать окружающим, что его интерес, допустим, к стоимости произведений искусства способен перерасти в интерес к тому, что на них изображено. Как минимум, он научится правильно произносить фамилию выдающегося художника.

Можно пустыми глазами глядеть на шедевры Рафаэля и Рембрандта, а можно увидеть прекрасное на пейзаже Бирштадта и не придавать значения тому обстоятельству, что раньше, может быть, посетитель музея ничего не знал об этом художнике. В любом музее можно найти хотя бы одну картину, которая созвучна настроению человека, способна помочь ему вспомнить и воссоздать в воображении события его жизни, счастливые или грустные. Если в художественном музее посетителю нравятся работы, которые помогают увидеть и оценить прекрасное или уродливое, благополучное или трагическое, заслуживают ли его внимания полотна, которые сегодня модны, а завтра никому не интересны?

Фото: wikipedia.org

Владимир Соколов