Секретная коляска в «Меге»
09.09.2019
Минувшим летом студенты не только отдыхали, радуясь каникулам, но и взращивали, так сказать, плоды на ниве трудовой жизни. Проявления самостоятельности прекрасны, желание получить доходы, не заглядывая в кошельки родителей, изумительно.
Некоторые студентки трудились в магазинах продавцами-консультантами и, хоть не открыли Америку, узнали много интересного о нравах и потребностях людей. Дико ли выглядит тот, кто переворачивает вещи на стеллаже в магазине, бросает их на пол? Или это образец великосветского поведения? Конечно, продавцы небезгрешны, совершают ошибки. Но, оказывается, известная формула «покупатель всегда прав» верна лишь отчасти…
В магазине женской одежды, который находится в омском торговом комплексе «Триумф», студента устраивает все: график работы, молодой коллектив, лояльное руководство. Но все ли хорошо? Да, с одной стороны, студента грамотно всему обучают, но, с другой стороны, покупатели бывают разные. И вежливые, обходительные, и поклонники такого высокого стиля в изложении претензий, что, простите, уши вянут.
Однажды в магазин пришла женщина, пожелавшая вернуть торговому предприятию вещь, которая ей оказалась не по нраву. Она предъявила чек и паспорт, казалось бы, все правила возврата товара соблюдены. Но в чем пикантность ситуации? В том, что с момента приобретения вещи прошел месяц, а товар можно вернуть магазину только в течение двух недель, о чем продавцы информируют покупателей.
Администратор магазина терпеливо разъяснил покупательнице, каково положение: так как прошел месяц со дня покупки, вернуть омичке деньги за вещь, от которой она хотела бы отказаться, не представляется возможным. Что услышано в ответ? То, что магазин потерял постоянного посетителя, а работают в нем – исключительно бесчеловечные существа. Покупательница требовала устроить ей разговор с директором магазина…
Она покинула магазин с гордо поднятой головой, довольная собой. Еще бы, показала несговорчивым продавцам, где раки зимуют, заодно обеспечила себе разрядку душевной напряженности, а для других покупателей устроила получасовое представление не хуже циркового…
Много информации о покупательских нравах получили и те студентки, которые работали летом в качестве продавцов-консультантов в омском торговом центре «Мега».
…Тёплый август. Прекрасный период для подготовки к учебному году, осенней поре: покупка школьной формы, верхней одежды и тёплых, мягких как пух, свитеров, которые согреют в пасмурный дождливый день… Именно так, наверное, представляют август люди, которые не занимались торговым делом в «Меге». Для консультантов август – напряженный месяц распродажи товаров. В этот период некоторые покупатели готовы снести буквально все на своём пути. Некоторые утонченные ценители прекрасного даже скидывают одежду со стеллажей на пол, едва ли не превращая магазин в свалку.
Впрочем, свалка – не самое страшное событие. Поразительно другое: в магазине бесследно пропадает около шести тысяч вещей ежегодно. Люди старшего возраста, молодые люди и подростки выносят одежду из магазина, минуя кассу, спрятав вещи кто – в сумках, кто – в пакетах, кто – в рюкзаках.
Зафиксировано и явление рационализатора воровского дела народу.
− Однажды в магазине, − рассказывает продавец-консультант Л.Д. Иванова, – задержали молодую женщину с коляской для катания детей, в которую она спрятала вещей на 11000 рублей.
Увы, кражи в магазинах – не исключение из правил. Летом один из авторов работал в магазине одежды, который также находится в торговом центре «Мега». В первый день – работа в примерочной, где нужно было не только развешивать вещи, но и присматривать за покупателями. Сначала все шло гладко, никто не вызывал подозрений. Но когда людей в магазине стало поменьше, обойдя все примерочные, продавец заметил, что в одной из них на полу лежит магнит, который прикрепляют к одежде в целях предотвращения воровства.
Обсуждение, анализ, поиск… Мигом выявлены двое воришек, мальчики лет 14. Поняв, что попали впросак, они начали слёзно умолять продавцов отпустить их и не рассказывать родителям о том, что они сделали.
− Поймите, семья у нас очень большая, денег не хватает, а хорошо одеваться хочется, − всхлипнув, произнёс один из подростков.
− Мы же дети, нас можно простить, − сказал второй, шмыгая носом.
Не все семьи могут купить детям то, что они хотят иметь. Но разве это повод воровать? Менеджер магазина А. Струкова объяснила одному из авторов, что маленьких воришек ловили в магазинах «Меги» не раз, и всегда они делают жалобные гримасы и просят пощады, демонстрируя редкие артистические возможности.
Омский психолог С. Ивлиева поясняет:
˗ Судя по поведению подростков, они – почти профессионалы в своей деятельности. Дети знают, как разжалобить взрослых. Говоря о том, что родители не покупают для них дорогие вещи, они пробуждают в людях, у которых тоже наверняка есть дети, чувство вины.
…Продавцы магазина не поверили воришкам… Да и как поверить, если за два летних месяца покупатели украли или пытались похитить очень много вещей? Ловили за руку и взрослых, и подростков. Все они выглядели вполне прилично, нельзя было сказать, что живут в нищете.
˗ Общество навязывает людям стереотипы поведения, ˗ говорит С. Ивлиева. – Если, мол, одет в джинсы, стоимость которых, условно говоря, ниже трех тысяч рублей, ты будто бы ничтожество. Люди зависимы от чужого мнения, не умеют отстаивать свои вкусы. Но только ведомые совершают преступление ради того, чтобы угодить другим.
Согласно данным за январь-июль 2019 года, размещенным на сайте прокуратуры Омской области, количество зафиксированных краж чужого имущества в регионе по сравнению с данными за аналогичный период минувшего года сократилось на 19 процентов. Все ли кражи учтены? Подчас сердобольные продавцы не вызывают полицейских, чтобы призвать к ответу, например, подростка или пенсионера, рискнувшего украсть что-либо в магазине.
Насколько распространены такого рода кражи в других странах? Специалисты компании JSB Shop утверждают, что наибольшее количество краж в супермаркетах выявляют в Великобритании, где ежегодно пресекают незаконные действия свыше полумиллиона человек: в стране используется совершенное оборудование, позволяющее, видимо, выявлять всех воров без исключения. А панацеей от воровских бед, по мнению экспертов той же компании, будто бы служит микрочип RFID, который впервые использован для упаковок с бритвенными лезвиями. Но оборудование недешево, судя по всему, не получило широкого распространения.
Пока суть да дело, пока одни мечтают о микрочипах, а другие – о том, как поймать в магазине за руку очередного вора, некоторые покупатели по-прежнему элегантными, царственными жестами разбрасывают вещи на стеллажах магазинов, вежливо посылают продавцов туда, куда Макар телят не гонял. Иные же приноравливаются, как бы в примерочной изящным движением руки сорвать магнит с понравившейся вещи.
Что поделаешь – люди высокой культуры.
Фото: pixabay.com
Индира Мухаметшина,
Ангелина Линке,
Дарья Лапина