Хип-хоп-фестиваль в Омске

26.09.2019

В Омске на площадке возле торгового центра «Мега» прошёл хип-хоп-фестиваль, где выступили юные исполнители и танцевальные коллективы. Молодых почитателей этого культурного направления не остановили плохие погодные условия. На ногах у почти всех пришедших модные (в широком смысле) кроссовки, в лексиконе – «йоу!», царила дружелюбная атмосфера веселья.

Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов Георгию Обзелянскому и Ксении Ефременко, организаторам «Hip-Hop Fest 2019», и участникам фестиваля Даниилу Картошкину (DKART) и Самвелу Мнояну (LASTINHVLE).

Ксения, Георгий, добрый вечер! Учитывая известность жанра во всём мире, можете предположить, насколько популярна хип-хоп-субкультура в Омске?

Георгий:

˗ Хип-хоп завоёвывает популярность среди молодёжи по всему миру, не исключением стал и Омск. Это и стало одной из причин организации фестиваля.
Ксения:

– В Омске много интересных исполнителей, но мало площадок для реализации их замыслов. Горожане мало знакомы с творчеством тех, кому дорог хип-хоп.

- Фестиваль преследует культурно-просветительскую цель? Если да, то как достигнуть ее, если нет, то собираетесь ли стремиться к этому в дальнейшем?

Ксения:

˗ Мы хотели показать, что в городе есть талантливые ребята, хотели, чтобы молодых исполнителей увидели и услышали...

Георгий:

˗ При организации фестиваля ставили несколько задач: в первую очередь, создать некий фундамент для развития молодых артистов; во-вторых, показать людям, что омская хип-хоп-субкультура не утрачена после того, как те, кто добились успеха, покинули город (группы «25/17» или «Грот»), а продолжает развиваться, тем самым заинтересовать и других заниматься творчеством. Насколько это получилось, каждый оценит сам...

˗ Как прошел отбор участников фестиваля?

Ксения:

˗ Многих потенциальных участников не раз видели на различных городских концертных площадках, сначала обратились к ним; затем выбирали из тех, кого заинтересовал фестиваль. Условия для участия: представление треков и видеоролика о выступлении перед публикой.

Георгий:

˗ Ребята из числа организаторов, занимающиеся хип-хопом, рассмотрели заявки, которые прислали артисты, оценили качество их материала и вынесли решение. Также нам важно было показать артистов, представляющих различные направления хип-хопа, отразить разнообразие их опыта… или отсутствие такового, что тоже хорошо, так как для новичков фестиваль стал первой ступенькой к достижению высот на творческом пути.

- На фестивале выступили молодые исполнители и танцевальные коллективы. А как насчёт представителей других направлений хип-хоп-субкультуры?

Георгий:

˗ Фестиваль – только начало реализации идей, в дальнейшем будем сотрудничать с представителями других направлений в хип-хопе, диджеями, художниками, кавер-исполнителями.

Ксения:

˗ Хотели пригласить других артистов, но было необходимо дополнительное техническое оснащение, обеспечить которое не получилось.

˗ С какими трудностями столкнулись организаторы?

Ксения:

˗ Неблагоприятными погодными условиями: за полчаса до начала фестиваля пошел дождь… Конечно, из-за этого пришло меньше людей, чем ожидали.

Георгий:

˗ Несмотря на некоторые технические трудности, организаторы фестиваля постарались создать максимально комфортные условия для артистов и гостей фестиваля… Очень хочется, чтобы представители органов власти налаживали контакт с молодёжью, помогали в реализации идей.

˗ Известна ли дата следующего хип-хоп-фестиваля?

- Ксения:

˗ Сложно найти подходящую площадку в городе. Как только найдем ее, начнем готовить что-то новое.

Георгий:

˗ Среди главных целей – создать условия для творчества артистов и их самореализации на сцене. Более подробно о наших планах можно узнать в интернете, где мы создали пространство, посвящённое прошедшему фестивалю.

˗ Здравствуйте, Самвел, Даниил! Насколько полезен опыт участия в фестивале?

Даниил:

˗ Как участник, получил опыт общения со специализированной аудиторией, так как чаще всего появляюсь на городских праздниках.

Самвел:

 ˗ Знаете, подавляющее большинство зрителей (это был первый выход Самвела на сцену как артиста. ˗ Прим. авт.) ˗ незнакомые люди. Они непредвзяты в отличие от фанатов, заранее предрасположенных к артисту. Выступление на фестивале оказалось полезнее, чем сольный концерт.

˗ Как оцените поддержку со стороны фан-базы?

Самвел:

˗ О, публике стоит отдать должное. Пришедшие на фестиваль поддерживали меня, не жалея голоса и ладоней. А после предпоследнего трека и вовсе попросили исполнить одну из песен на бис. Огонь!

Даниил:

˗ Поддержку фан-базы в полной мере ощутил в конце фестиваля, когда остались только те люди, которым реально нужен я и мои песни.

˗ Какая тенденция наблюдается в жанре хип-хопа?

Самвел:

˗ Рамки жанра становятся всё более размытыми. В хип-хопе/рэпе теперь можно услышать джазовые оттенки и вокал, а в роке ˗ хлёсткий речитатив. Звучание музыки ограничено лишь фантазией артиста, который не обязан вписываться в рамки жанров.

Даниил:

˗ Я не рэпер, а хип-хоп артист; по большей части пою, но и речитатив присутствует. Вот и получается какой-то ритм-энд-блюз…

˗ На сцене Самвел заявил, что записывает музыку в гараже. Значит ли это, что любой человек способен создавать песни, не имея профессиональных условий и надлежащего опыта?

Даниил:

˗ Спорный вопрос. Абсолютно любой ˗ нет, а любой талантливый в этой сфере человек, имеющий желание и знающий, что он собирается делать и как, ˗ безусловно, способен!

Недавно был выпущен трек, который я писал в маленькой кладовке без двери, в бетонном гараже без какой-либо изоляции от шума. И ни один человек не сказал, что что-то не так со звуком... Уделять внимание качеству ˗ хорошо, но душу автора люди и без него «увидят».

Самвел:

˗ Как человек, записывающий песни в гараже, объясню: создавать музыку и вправду может почти каждый, достаточно овладеть какой-нибудь DAW (digital audio workstation), купить недорогой микрофон-петличку, творить не покладая рук или же оплатить бит/сведение/текст/запись и быть счастливым. Мы с другом предпочли первый вариант.

Из-за мнимой простоты создания произведений хип-хоп стал одновременно самым популярным, самым производимым и самым ненавистным жанром. Тысячи молодых исполнителей используют однотипные, зачастую позаимствованные на Западе темы, читают про то, что ни разу в жизни не видывали. Впрочем, у меня самого есть трек, похожий как по строению текста, так и по звучанию на типичные работы, но я хотя бы попытался разнообразить композицию многодорожечным вокалом и отказался от пустого бахвальства. Если человек не может создать что-то своё, от души, а только и делает, что эксплуатирует готовые и всеми использованные шаблоны, не только не назвал бы их произведения песнями, но и посоветовал бы исполнителю отречься от музыки.

Я избрал наиболее трудный, интересный и, по-моему, правильный путь ˗ самостоятельное создание музыки. Ведь в этом суть творчества, не так ли? Хочу, чтобы все, кто заинтересован в этом, научились писать биты, сводить композиции и самое главное ˗ творить!

Фото: Александр Юдин

Беседу вел Никита Никитин