Копия вместо оригинала

18.10.2019

…Художник Николай Константинович Рерих был разносторонним человеком. Он создал более семи тысяч картин и тридцати литературных произведений, занимался общественной деятельностью. Споры о его вкладе в культуру идут по сей день. В здании Федерации омских профсоюзов сибиряки могут ознакомиться с выставкой, на которой представлены материалы, посвящённые Н.К. Рериху, ˗ книги, фотографии, репродукции картин. Повод – семья художника 90 лет назад посетила Омск.

Выставка – для тех, кто хочет ознакомиться с творчеством Н.К. Рериха и членов его семьи. Сотрудники Сибирского рериховского общества создали фильм «Рерихи в Омске», в нем показаны те места, которые посетила семья художника. На выставке представлены  также труды Рериха.

˗ Многие выдающиеся люди бывали в Омске. Мы же открыли комнату имени Рериха, потому что именно его семья сделала многое для духовного развития человечества, ˗ говорит член совета Омского филиала Сибирского рериховского общества Мария Климанова.

…В 1902 году Н.К. Рерих стал известным художником, он принял участие в выставках, организованных в России и Западной Европе, его работы заслужили высокую оценку. Увлекаясь восточными философскими и религиозными течениями, он считал долгом выразить свои впечатления, взгляды в творчестве. Пусть не все люди понимают значение его картин, но они вызывают несомненный интерес.

Особенностью выставки стало то, что вниманию зрителей представлены не оригиналы живописных произведений Н.К. Рериха, а копии. Далеко не все ценители живописи восхищаются репродукциями.

Культуролог А.Н. Маленьких считает, что оригинал лучше репродукции, однако и копии заслуживают внимания:

˗ Однажды в город Пермь привезли подлинники Рериха. На репродукциях видно, что изображены все горы да горы. А на самом деле оказалось, что от его работ такое мощное излучение исходит, что даже мороз по коже! И совершенно не важно, что тема одна. Именно энергия краски входит в душу. Говорят, он в свои краски подмешивал измельченные крупицы камней тех самых гор, которые писал. Вот эти самые горы и говорят с тобой. Любая встреча с подлинником – это настоящее приключение, это всегда открытие себя и мира. И все же многое из того, что вложил автор в свою картину, можно угадать и в репродукции, все зависит от качества печати и еще от зрителя. В моей школьной юности не было ни интернета, ни других возможностей увидеть шедевры живописи. Поэтому большую часть информации об изобразительном искусстве получила именно из репродукций. И тогда уже научилась понимать, что репродукция репродукции – рознь. Все зависит от качества полиграфии, а сейчас, наверное, от качества оцифровки оригинала. Так что отношусь к репродукциям картин (при условии их высокого качества) вполне уважительно.

Корреспондент интернет-издания «Слово» обратился за комментарием о возможности представления на выставках репродукций вместо оригиналов к сотрудникам музея им. Врубеля. Но ответ на запрос не был получен.

Может быть, зрителям достаточно лицезреть копии, чтобы насладиться творчеством художника? Наверное, на начальном этапе приобщения к искусству это приемлемо и полезно. Однако в восторге ли окажутся ценители живописи, для которых ознакомление с копиями работ выдающихся мастеров – давно пройденный этап познания? Три года назад один из авторов посетил мадридскую галерею Прадо, в которой была открыта выставка произведений нидерландского художника Иеронима Босха, приуроченная к 500-летию со дня его смерти. Зрители увидели картины, доставленные из европейских монастырей и музеев, а также картинных галерей, созданных в некоторых университетах в США. В небольшом зале музея, в котором были размещены произведения Босха, слышалась испанская, английская, французская, немецкая, итальянская речь… Едва ли можно поверить, что носители иностранных языков оказались на выставке ради досужего интереса и их влечение к творчеству мастера было бы удовлетворено показом репродукций.

В музее, в частности, был представлен и триптих «Искушение святого Антония», доставленный из португальской столицы Лиссабона. Обычное место для этого триптиха – музей древнего искусства. В нем немного шедевров. Однако, как говорят, португальцы, многие приезжают в столицу страны из-за рубежа ради того, чтобы увидеть работу Босха. Правда это или преувеличение, трудно сказать. Но то обстоятельство, что триптих Босха весьма привлекателен для ценителей живописи, едва ли можно подвергать сомнению.

И у омичей иногда появляется возможность подробнее ознакомиться с творчеством замечательных художников, не выезжая из областного центра. Несколько лет назад из государственного музея изобразительных искусств Татарстана была доставлена в Омск 31 картина русского художника И.И. Шишкина. На ней были представлены пейзажи, на которых изображена природа не только России, но и Швейцарии, а также портреты. Посетители выставки, видимо, получили обстоятельную информацию о разнообразии творчества художника.

А почему выставляют репродукции, которые, кстати, легко найти в интернете? Да потому, что организация выставок связана с существенными затратами. Вероятно, от бедности и предлагают людям смотреть на копии произведений художников. Но ценителям живописи от этого не становится легче…

Фото: М. Финская

Милана Финская,

Владимир Соколов