Футуристы: взгляд в светлое будущее

11.10.2019

В омском Доме кино показан фильм «Русский футуризм» режиссера Валентина Роговцева.

Согласно литературной энциклопедии футуризм (лат. futurum – будущее) – разновидность поэтического авангардизма в модернизме первой четверти ХХ века. Ведущие представители русского футуризма в Москве – Н.Д. и Д.Д. Бурлюки, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Вел. Хлебников, А.Е. Крученых... Эпоха постмодернизма даровала возможность использования известных образов и персоналий для творчества. Таким образом, творцы вольны в интерпретациях образов и ситуаций складывать совершенно немыслимые сюжеты для картин в живописи, спектаклей или фильмов. И лента «Русский футуризм» является именно таким произведением, трудным для понимания широкой публикой, но заслуживающим внимания.

Избрав форму почти бессюжетного, сбивчивого повествования, повторяющихся реплик, съемки «с рук» (оператор снимает большую часть фильма, не пользуясь штативом и находясь в движении), режиссер и актеры, примерившие образы футуристов, передают атмосферу жизни первой четверти ХХ века, обращаются в большей степени к эмоциям и ощущениям зрителей. Фильм содержит несколько сцен, смысл которых не всем зрителям понятен. Эксцентричные выступления Владимира Маяковского, бесцельные скитания по городу Велимира Хлебникова, пытающегося найти такие формы и сочетания слов, которые помогут создать нечто новое в языке, преследование поэтов органами ВЧК... Получается своеобразный «спиритический сеанс» через искусство в жанре «художественной документалистики», как определяет режиссер. И стиль данного фильма, сбивающийся ритм, повторяющиеся монотонно реплики, накладывающиеся друг на друга звуковые дорожки, кажущиеся бессмысленными диалоги, неуклюжий монтаж и «дилетантская» операторская работа создают ощущение дискомфорта, скуки, отторжения, возникает желание выйти из кинозала. Но при дальнейшем просмотре ленты зрители погружаются в почти медитативное состояние и начинают чувствовать связь с режиссером, устанавливается нечто вроде диалога через фильм. Приходит понимание того, что режиссер хотел показать... 

Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов В. Роговцеву.

- Вы хотели передать атмосферу жизни первой четверти ХХ века, рассказать что-то новое о персонажах?

˗ Хотел рассказать о невыносимости современности. Важно не сливаться с серостью, а быть недовольным ей.

˗ В конце фильма уточнено, что это первая часть, значит, будет вторая?

˗ Вторую часть представим в апреле будущего года.

˗ Это будет продолжение истории или?..

˗ Продолжение истории.

…И зритель чувствует гнетущую, тяжелую атмосферу, тяготы, выпавшие на долю футуристов, страстно желавших жить в светлом будущем, но столкнувшихся с серым и неподатливым настоящим. После просмотра фильма у зрителей, кажется, появилось ощущение, что они словно беседовали с персонажами, режиссером. Создалось впечатление, что зрителей посетило вдохновение, они испытали чувство, что поняли нечто новое, важное. Кажется, что и персонажи, появившиеся на экране, точно так же поняли зрителя, хоть он и не произнес ни слова…

Фото: автор

Яков Сатонкин