Связисты вникли в кинодело

03.12.2019

Компания МТС купила кинопроизводственный комплекс. Сумма сделки составила два миллиарда рублей, сообщила газета «Ведомости». Каково будущее данной затеи? О чем свидетельствует аналогичный опыт других компаний?

…Студия «Кинополис» оказывала услуги «Первому каналу» и телерадиокомпании «Россия» при производстве фильмов «Родина», «Утомленные солнцем-2», «Елки», а также сериалов. После упомянутой сделки киностудия продолжит работать и с другими заказчиками, но МТС планирует максимально вовлечь ее в реализацию собственных проектов. По всей видимости, компания МТС решила пойти не по стопам «Яндекса», имеющего сайт «КиноПоиск», благодаря чему можно просматривать фильмы по платной подписке, а скорее по стопам таких компаний, как Netflix, Amazon, Premier. Есть и другие конкуренты – Disney+ и Apple TV+. Эти компании объединяет то, что сами производят фильмы, сериалы и распространяют продукцию на стриминговых сервисах.

Начавшая деятельность как небольшой салон видеопроката в 1997 году, американская компания Netflix постепенно наращивала аудиторию. Благодаря настойчивости и тонкому восприятию трендов Netflix к 2010 стала одним из самых успешно действующих стриминговых сервисов в США и за их пределами. В 2011 году руководством компании принято решение о производстве фильмов и сериалов для пользователей ресурсом. В 2013 году осуществлен проект «Карточный домик». Работающие в компании знали, что производить фильмы рискованно. Заручившись поддержкой компаний Paramount Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Lionsgate, Disney, MGM, GBS, Netflix сняла качественный, продуманный и умный сериал, который покорил зрителей и привлек много новых подписчиков. Заключены эксклюзивные договоры с компанией Fox о показе комедийного сериала «Замедленное развитие». К тому же компания Netflix всегда открыта для талантливых сценаристов и постановщиков. Именно благодаря этому качеству на свет появился сериал «Stranger Things», снятый братьями Дафферами. Таким образом, компания предложила рынку продукт, качество которого старается не снижать по сей день…

Компания Premier (ТНТ) – молодая, отечественная. Телеканал ТНТ давно занимается производством фильмов, сериалов и мультсериалов. Другие сегменты информационного пространства компания обходила, как могла, вела канал на RuTube.ru, создала приложение для мобильных устройств, но не добилась успеха. Видимо, в холдинге поняли, что запуск стримингового сервиса с записями телепередач, сериалов и фильмов не сможет заинтересовать аудиторию, ведь действуют конкуренты – IVI.ru, «КиноПоиск», Megogo, было принято решение о производстве контента эксклюзивно для данного сервиса. На старте подписчикам предлагали богатый ассортимент голливудских фильмов, а также телепередач с ранее названных телеканалов, скетчком «ХБ» и сериал «Домашний арест». Если первый зрителей не заинтересовал концептом и юмором, то сериал Семена Слепакова смог удивить аудиторию и привлечь немало подписчиков. «Слово» рассказало о данном сериале, его достоинствах и недостатках в материале «Благостный финал печальной драмы» первого февраля этого года. Автором того материала сделан прогноз о перспективах деятельности «ТНТ-Premier» ˗  он почти сбылся. Холдинг «Газпром-медиа» подошел к созданию сервиса умно, наращивал аудиторию, создал контент для «новичков», но, к сожалению, не смог обеспечить высокое качество продукции.

Что касается Apple TV+ и Disney+, то эти сервисы ещё не введены в действие. Однако потенциал виден, они могут стать самыми популярными в мире. Для движения вперед есть веские причины. Определена грамотная стратегия, сделаны немалые финансовые вложения в реализацию проектов, связанных с громкими именами. Apple сотрудничает со знаменитыми актерами и режиссёрами, например, Стивеном Спилбергом. Disney же делает ставку на франшизы – «Мстителей», «Звездные войны». Обе компании наращивали аудиторию, теперь, когда находятся на пике славы, успех нужно закрепить.

Главное, вышеперечисленные компании не потеряют многое, если реализация проектов окажется неудачной: потребитель использует предлагаемые ими другие продукты. Иначе обстоят дела компании МТС.

˗ Анализ общедоступной финансовой отчетности компании МТС дает основание сделать вывод о том, что она располагает финансовыми и кадровыми возможностями для реализации проектов, направленных на освоение современных технологий в сфере связи, получения клиентами услуг мирового уровня, ˗ комментирует кандидат экономических наук С.П. Долженко. – Достаточно сказать, что в третьем квартале 2019 года общая выручка компании увеличилась на 4,6 процента до 133,9 млрд. рублей. Кроме достигнутых финансовых показателей, компания МТС, это подтверждено моими наблюдениями, располагает квалифицированным персоналом. Инженерный состав и сотрудники, занимающиеся рекламой и организацией продажи товаров, несомненно, способны обеспечить реализацию передовых технологических проектов.  В 2018 году продажа товаров подскочила на 31,7 процента главным образом за счет увеличения реализации телефонов, аксессуаров для них, а также программного обеспечения. В 2018 году количество розничных салонов МТС увеличилось почти до 5900. В 2018 году компания зарегистрировала чистую прибыль 68,1 млрд. рублей, что на 15,4 процента превосходит показатель годичной давности. Не имея знаний для оценки новых видов технологий и сервисов, которые компания станет предлагать в будущем, могу, как экономист, уверенно полагать, что компания МТС успешно реализует намеченные программы.

Таково мнение эксперта. В данный момент у МТС есть своя аудитория благодаря мобильной связи и спутниковому телевидению, прорекламировать проект будет несложно. Куплена большая киностудия с качественным оборудованием, она, как отмечено выше, известна благодаря многим фильмам, вышедшим из-под её крыла. Проблемы кроются в обратной стороне медали.

Именитость студии может сыграть как положительную, так и отрицательную роль, ведь известные франшизы – хорошо, но если снятые фильмы вызывают лишь отрицательные отзывы и приносят убытки, это обстоятельство может сыграть злую шутку с создателями. Предположим, что с маркетинговой точки зрения всё пройдет успешно, люди будут готовы проявить интерес к новому сервису от МТС и купить подписку. Нужно, чтобы и первое впечатление не было обманчивым. Визуально проекты получатся, есть оборудование и студия с эффектами. А вот работа актеров и режиссеров – другой вопрос. Благо, что в России большинство актеров, хороших и не очень талантливых, принимают заказы, но мастеровитых режиссеров меньше. Если же компания не предоставит творческую свободу, а именно так происходит в Голливуде, то ни один хороший постановщик, вероятно, не будет работать. А если не будет качественного контента, то привлечь аудиторию – крайне сложно. Ведь если на российский рынок выйдет конкурентоспособный игрок, то другим сервисам придется работать весьма энергично, дабы не терять подписчиков. Предположим, что на реализацию данного проекта уйдет два года: один год  ˗ для сбора команды, а также ресурсов и подготовку плана, другой год – для съемки и агрессивной рекламы.

Главное, чтобы в этой гонке выиграл зритель. Люди имеют широкие  возможности выбора благодаря существованию иных сервисов, предоставляющих качественный контент.

Фото: oturismo.pt

Игорь Жидков