«Король ужасов» рядом с Ремарком

09.12.2019

Какую литературу жители Омска предпочитали читать в 2019 году? Какие книги привлекательны для них в большей степени – печатные или электронные? Эти вопросы возникли не из досужего интереса: «Слово» старается уловить тенденции, характеризующие увлечения читающей публики, 13 апреля минувшего года предпочтения омичей раскрыты в публикации «Бочонок амонтильядо» из ближайшего бара». В этом году источниками информации об интересах читателей стали сотрудники библиотеки и книжных магазинов, пользователи социальной сетью «В контакте».

Сотрудники библиотеки им. Р.И. Рождественского, что находится в Октябрьском округе Омска, пояснили, что юные сибиряки в основном читают классические произведения согласно программе обучения в средней школе. Привлекательны и книги таких авторов, как Стейс Крамер (псевдоним российской писательницы Анастасии Холовой, автора книг для подростков. – Прим. ред.), Джон Грин, ориентирующийся на ту же аудиторию, Стивен Кинг по прозвищу «король ужасов», классик научной фантастики Рэй Брэдбери, немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, автор книг о взаимоотношениях студентов колледжа Анна Тодд, Николас Спаркс, создающий романы-бестселлеры о любви, христианстве. В целом молодые читатели предпочитают книги о романтических чувствах, а также детективы, произведения в жанре «фэнтези». Омичи, которым больше 30 лет, интересуются бытовыми романами, основанными на реальных событиях, а также детективами, вышедшими из-под пера А. Марининой, Д. Донцовой, Т. Устиновой.

А какие книги покупают жители города? Корреспонденты «Слова» задали этот вопрос сотрудницам магазинов, расположенных на проспекте Маркса, – «Читай-город» и «Центр-книга».  Выяснилось, что молодежь интересуется литературой по психологии. Не теряют актуальность детективы, произведения в жанре «фэнтези». Названы и конкретные книги, популярные среди покупателей. Юноши и девушки не обделяют вниманием классику художественной литературы, но ближе им книги современных авторов, как отечественных, так и зарубежных: «Виноваты звёзды» Джона Грина, «После» Анны Тодд, «Спеши любить» Николаса Спаркса, «Глория. Начало истории» Стейс Крамер, а также произведение американской писательницы Рейчел Липпинкотт «В метре друг от друга».

В социальной сети «В контакте» корреспонденты «Слова» провели опрос о предпочтениях омичей. Часто ли читают книги?  32,4 процента респондентов ответили, что часто, 59,5 процента – редко, 8,1 процента опрошенных освободили себя от чтения книг вовсе. Из тех, кто не отказался от книг, 70 процентов предпочитают печатные издания, 20 процентов – электронные, для остальных формат не имеет значения.

Кажется, сложился стереотип о том, что дети позабыли, что такое книги. Но анализ откликов пользователей социальной сетью показал, что дети «любят читать, но им не хватает для этого времени».

Результаты опроса интересны тем, что для собеседников корреспондентов «Слова» привлекательны в большей мере печатные издания, чем электронные. Это случайность или закономерность? Результаты изучения мнения читателей различными сайтами в течение нескольких лет противоречивы. В 2017 году, по данным сайта «Яндекс.Деньги», электронных книг было заказано в 2,5 раза больше в сравнении с аналогичным показателем, зафиксированным в 2016 году. Число печатных изданий, приобретенных в офлайн-магазинах, увеличилось за год на 70 процентов, в онлайн-торговле – на 24 процента. Сервис «ЛитРес» предсказывал, что в 2018 году электронных книг будет продано на 47 процентов больше, чем в предыдущем. В частности, популярны мобильные приложения, их только в  Google Play около 250, за счет этого продажа цифровых книг значительно увеличилась. Однако в том же 2018 году сайт Tiendeo.ru, опросивший более 650 пользователей, огласил данные, свидетельствующие об ином положении. Оказалось, что почти 50 процентов респондентов привлекают печатные книги, так как им нравится перелистывать страницы, чувствовать их запах. Для 19 процентов респондентов привлекательны только электронные издания. Причем 70 процентов опрошенных пользователей используют для чтения любую свободную минуту. 63 процента респондентов покупают книги в магазинах, 35 процентов пользователей – в онлайн-сфере.

Интересы читателей разнообразны. Большинство их стремится к развлечению, меньше желающих связать чтение с активной интеллектуальной работой, жаждой оценить литературное мастерство автора, отделить умело скроенные низкопробные произведения от художественных шедевров. Информация, полученная от сотрудников библиотеки и книжных магазинов, свидетельствует о том, что чтение книг помогает юным омичам познавать окружающий мир. Пусть они интересуются чаще всего той литературой, которую рекомендовано изучить согласно школьной программе, возможно, для многих впоследствии чтение книг станет и увлечением, и необходимостью.

Фото: picaimg.pw

Анна Горюнова,

Анастасия Лабузова