«Ножи» и «Форд» против «Холодного сердца»

12.12.2019

Недавно в омских кинотеатрах впервые показаны несколько фильмов, вызвавших интерес многих зрителей. Чем ленты порадовали? Чем огорчили? Ответы на эти вопросы ищет автор кинообозрения, подготовленного «Словом».

«Достать ножи» (реж. Райан Джонсон) – детектив в классическом смысле термина. Представлены все элементы жанра: убийство при странных обстоятельствах, ворох подозреваемых, запутанный сюжет, несколько клиффхенгеров (неожиданных поворотов в сюжете) и отменный сыщик в исполнении Дэниэла Крэйга. Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) – это собирательный образ из Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса. Вообще к актерскому трио фильма – Ане де Армас, Крису Эвансу и Дэниэлу Крэйгу – нет претензий. Остальные актеры, среди которых – Джейми Ли Кёртис и Майк Шеннон, играют, так сказать, очень просто, без изюминки, хотя персонажи интересны…

Сказать о работе режиссёра и оператора можно многое. Имеются отсылки к известным детективным произведениям, почти каждый кадр сочный и наполнен смыслом, движение камеры передаёт настроение каждого момента, и зритель понимает, что хотели сказать создатели ленты, а благодаря обманчивым флэшбэкам думает наравне с персонажами.

Сюжет, пожалуй, ˗ самое сильное, что есть в фильме. С самого начала зритель пытается понять, кто же виноват, у кого какие мотивы действий, когда наступит кульминация. Юмора в картине предостаточно, но не низкопробного, а тонкого, попадающего в точку. Насыщенный мелкими деталями, фильм живет, а мы, как зрители, наблюдаем происходящее и не можем оторвать глаз... Правда, немного расстроила кульминация. Всё как будто бы шло к тому, что авторы заготовили ещё один козырь в рукаве, тот секрет, который даже самый умный детектив не смог разгадать, но ничего подобного не происходит. А мораль, которую авторы подают в конце ленты, приторная и совершенно не вяжется с тем, что показано в фильме... Однако такие мелкие недочеты не должны пугать потенциального зрителя, в целом отличная кинокартина.

И «Форд» против «Феррари» (реж. Джеймс Мэнголд) – великолепная во всех отношениях картина, которая интересна и с художественной стороны, и с биографической. Показателем того, что фильм отличный, служит высокая посещаемость кинотеатра, в котором он демонстрируется, и спустя две недели после премьеры субботним или воскресным вечером в зал было трудно попасть.

Сюжет не тривиальный. Рассказана скорее не история противостояния автомобилестроительных компаний, а история отношений двух товарищей. Кен Майлз (Кристиан Бэйл) и Кэрол Шэлби (Мэтт Дэймон) являются центром и двигателем сюжета. Показана история не только их взаимоотношений, но и вера персонажей в своё дело и их противостояние офисному правлению, которое совершенно не разбирается в том, чем пытается заниматься. Нет неожиданных поворотов сюжета, клишированных разговоров, а есть понятный зрителям язык, возникает невероятное волнение ближе к развязке, когда ставки высоки и зритель переживает за героев.

Хорошо сняты гонки и весь процесс подготовки к ним. Оператор радует интересными находками в съёмке, а режиссёр – в постановке сцен.

Золото фильма – ведущие актёры. Всё меркнет, когда герой Кристиана Бэйла начинает разговаривать со своим сыном о гонках или когда Мэтт Дэймон переживает большую утрату. Настолько сильный перформанс от двух актеров заставляет не просто им верить, а прямо находиться рядом с ними и чувствовать каждый их вдох…

Большие надежды возлагали зрители на сиквел-мультфильм «Холодное сердце 2» (реж. Крис Бак, Дженнифер Ли) как полнометражное продолжение диснеевской сказки, выходящее на большие экраны. Но, видимо, авторы решили сделать один большой филлер (дополнительная серия, не связанная с основным сюжетом, ради увеличения хронометража) с упором на продаже мерчендайза по фильму.

Всё это печально, первая часть радовала до боли стандартным, но нарушающим в каких-то аспектах каноны сюжетом, отлично прописанными персонажами, красивейшей графикой, дизайном и песнями. А что происходит после просмотра второй части ленты? После трехчасового просмотра фильма трудно вспомнить главную песню. И другой вопрос: почему все персонажи стоят на месте, не проходят через испытания и не меняются? Потому что создатели ленты не рискнули пойти на большие изменения. В один момент может показаться, что мы теряем двух героев, но через 10 минут экранного времени оказалось, что всё в порядке и все счастливы. Интереса история не вызывает: нет преград перед героями, нет конфликтов, нет проблемы как таковой.

Пока основные персонажи пытаются создать иллюзию бурной деятельности, на первый план выходят второстепенные, они оказались интереснее, так как хотя бы пытались меняться. Песня Кристоффа не запомнилась, но визуальная составляющая, с ним связанная, с отсылками к клипам 1980-х годов, осела в сердце. Больше всего радовал Олаф, который шутил удачно, двигал скучный сюжет и хоть как-то приковывал внимание к мультфильму.

Стоит, пожалуй, отметить, что визуально лента великолепна: персонажи с их мимикой, пейзажи и мелкие детали – всё показано на высшем уровне. Интересными с точки зрения визуального восприятия получились и музыкальные номера, краски переливаются, и монтаж радует красивыми склейками.

 Мультфильм для детей неплохой, но скучен тем зрителям, что постарше. Очевидна коммерческая подоплека. Продажа товаров, показанных в мультфильме, будет, вероятно, колоссальной, персонажи без причины меняют с десяток нарядов...

Вывод неутешительный. «Холодное сердце» был кассовым мультфильмом, а его сиквел наверняка соберёт если не столько же зрителей, то больше. В то же время волнуешься за действительно хорошие фильмы «Достать ножи» и «Форд» против «Феррари». Ведь если ленты не окупятся в прокате, то талантливые люди, их создавшие, могут либо разочароваться в своем деле, либо, что ещё хуже, займутся реализацией проектов, сулящих выгоду, но не обещающих появление образцов высокого искусства.

Фото: kinopoisk.ru

Игорь Жидков