Море вдохновения от Иоганна Баха

20.01.2020

Вчера Омским камерным оркестром исполнены произведения немецкого композитора и органиста И.С. Баха: ария, токката и фуга ре минор, сюита для оркестра № 2 си минор. Музыка прозвучала в концертном зале Омска.

Произведения Баха, кажется, звучат чаще в Омском органном зале, чем в концертном. Впрочем, оркестр имеет право выбора произведений для исполнения на сцене. Созданный 1991 года, коллектив музыкантов в качестве дирижеров приглашал В. Жука, В. Рылова, А. Шабурова, в последние два-три года сотрудничал с Р. Дильмухаметовым из Новосибирска. Четвертый месяц главным дирижером оркестра является Григорий Вевер. Нет оснований сомневаться в квалификации музыканта: он окончил Новосибирскую консерваторию им. М.И. Глинки по классу кларнета, а в минувшем году – дирижерский факультет того же учебного заведения, известен как солист, дирижер Омского академического симфонического оркестра.

Как обычно, выступление музыкантов предварено музыковедом О. Бурик. Ее культурно-просветительский монолог был посвящен творчеству И.С. Баха. Между тем обстоятельная информация о творческих исканиях композитора, множестве созданных им произведений общедоступна. Шедевр кульпросветработы – это норма или исключение из правила, нечто особенное, провинциальное? Элементы лекции, наверное, уместны в сельском клубе, где хорошие, добрые доярки, может быть, впервые услышавшие имя Баха, хотели бы получить больше информации о нем. Автор не претендует на обладание представлениями обо всех концертах, проходящих в столице России. Однако ему не довелось ни разу в течение десятка лет услышать культурно-просветительские монологи перед выступлениями музыкантов ни в одном из залов Московской консерватории, ни в концертном зале им. П.И. Чайковского: кратко представлены исполнители – и звучит музыка… По чести сказать, автору по душе, так сказать, аскетический стиль ведения концерта, как происходит в большом зале Санкт-Петербургской филармонии: слушатели заполнили зал, на сцене появились музыканты симфонического оркестра и исполнили, к примеру, 33-ю симфонию Моцарта… Программа-то концерта известна!  Музыка – и ни слова о ней, Но вкусы людей, известно, не одинаковы. Организаторы концертов симфонической музыки в Омске сохраняют устойчивую тягу к культурно-просветительским монологам, основанным, вероятно, на пересказе содержания доступных книг. Те, кому монологи кажутся лишними, видимо, должны смириться. Или слушать концерты симфонической музыки в Москве или Санкт-Петербурге...

Коллектив омских музыкантов бережно отнесся к произведениям замечательного немецкого композитора, продемонстрировал все, чем притягательна, богата музыка, сочиненная Бахом, − очарование полифонии, гармонии, может быть, торжество духовного, возвышенного над серым, обыденным, банальным. Выбор оркестром нескольких произведений из более чем тысячи, созданных немецким композитором, понятен и обоснован. Ария, являющаяся второй частью оркестровой сюиты № 3 ре мажор, ˗ произведение настолько популярное, что звучит в ряде кинофильмов, снятых в последние 20 лет, − это именно полифоническое сочинение, созданное для двух скрипок, альта и баса континуо. Прозвучавшая музыка способна вызвать различные ассоциации: кому-то может привидеться безмятежное море или другие картины величественной природы. Кому-то вспомнится встреча с человеком, который оказал когда-то на слушателя благотворное влияние…

Весьма популярна и токката и фуга ре минор для органа. Омский оркестр исполнил произведение в полном составе, придал произведению иное звучание, а вместе с тем мягкость, лиричность,.. Наибольшее впечатление произвела оркестровая сюита: произведение исполнено целиком, музыкантам удалось отразить замысел композитора в полной мере. Сюита способна, кажется, побудить человека взглянуть на противоречия, существующие в его духовном мире или в отношениях с другими людьми, под иным углом зрения… Музыка пробуждала светлые чувства у одних слушателей, погружала в мир мечтаний других, вдохновляла третьих на хорошее, доброе…

Во втором отделении концерта прозвучало произведение «Семь последних слов Христа», сочиненное С. Губайдулиной, творчество композитора представлено на сайте филармонии, как авангардное. Многие доброжелательно восприняли исполнение произведения. Некоторые слушатели покинули зал, не дожидаясь окончания концерта. Видимо, то, что прозвучало, не соответствовало их представлениям о гармонии в музыке.

Фото: omfil.ru

Владимир Соколов