Поленов как рыцарь красоты

17.02.2020

Вчера в музее «Новая Третьяковка», что находится в Москве на улице Крымский Вал, завершилась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения русского художника В.Д. Поленова. Работы для выставки представили Третьяковская галерея, музеи Тулы, Самары, Ульяновска, Вологды, Академии художеств России (Санкт-Петербург), музей-заповедник «Абрамцево». Ряд произведений почерпнут в частных коллекциях.

…Морозным февральским утром автор шел от станции метро «Октябрьская» к «Новой Третьяковке» в сопровождении нескольких человек. Однако чем ближе был музей, тем меньше оставалось рядом тех, кто не менял направление движения. Пешеходы отсеялись, и около музея автор оказался в одиночестве, предположил, что, если выставка открылась еще в середине октября минувшего года, интерес к ней, видимо, угас.

И, к счастью, ошибся. Залы, в которых выставлены работы Поленова, были заполнены посетителями. Это не оговорка: речь идет именно о работах, так как Василий Дмитриевич имел многогранное дарование, увлекался театром, архитектурой, декоративно-прикладным искусством, создал немало живописных произведений. Выставка интересна тем, что на ней представлены жанровые и портретные произведения, пейзажи, эскизы декораций и архитектурных замыслов.

Экспозиция дает представление о творческом процессе, в который был вовлечен Поленов: на этюде «Московский дворик» люди не изображены, зато на картине с одноименным названием зритель видит симпатичных светловолосых детей и молодую женщину. На этюде «Больная» лицо женщины – неопределенно, расплывчато, отчетливее – фигура стоящего рядом с ее постелью молодого мужчины. Напротив, на картине с одноименным названием больная изображена ясно и точно, а лицо молодого человека затенено.

Как художник, Поленов многообразен. Он и милосерден, и отзывчив, и искренен в сопереживании («Бабушкин сад», «Больная»), и ироничен («Стрекоза»). Он – тонкий, наблюдательный психолог, способный точно отразить на полотне внешность и душевное состояние яркой творческой личности (портрет художника И.Е. Репина), и ценитель прекрасного, изящного, где бы оно не находилось (пейзажи, созданные в Нормандии, картина «Венеция»). Удивительно ли, что русский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов назвал Поленова рыцарем красоты. Не могут не вызвать восхищение полотна «Осень в Абрамцеве» и «Золотая осень», «Заросший пруд» и «Пруд в парке. Ольшанка». Милая сердцу природа, чистая вода прудов, в которой отражаются деревья. Вода как символ очищения и исцеления, а согласно некоторым философским течениям – помощник человека в обретении опыта, мудрости, раскрытии внутреннего потенциала.

Художник не был склонен приукрашивать, лакировать, сеять иллюзии: на его картинах можно увидеть и покосившиеся мостки или забор, и провалившуюся крышу сарая. А полотна все равно завораживают, от них веет теплом. На картине «Бабушкин сад» ˗ и осыпающаяся лепнина, и выщербленные ступеньки лестницы дворянского особняка, пришедшего в упадок. А изображенные на этом же полотне старушка и молодая женщина симпатичны, яркая зелень очаровательна. Старая мельница, воссозданная художником на одноименной картине, обветшала, полуразрушена, заброшена. А над речкой стелется туман, подчеркивающий красоту природы. На берегу с удочкой сидит славный светловолосый мальчуган.

Не парадная дорогая сердцу художника Россия…

 Мудры родители, которые привели в «Новую Третьяковку» сыновей и дочерей, школьников. К счастью, на выставке их было немало.

Фото: ru.wikipedia.org

Владимир Соколов,

спец. корр. «Слова»,

Москва-Омск