Кальян-рэп на конвейере

26.02.2020

За последние год-полтора в жанре отечественного хип-хопа стало развиваться новое направление, которое обрело огромную популярность, ˗ кальян-рэп. Ровно год назад исполнитель, продюсер и глава лейбла «Zhara Music» Бахтияр Алиев, известный под псевдонимом Bahh Tee, дал интервью интернет-порталу «The Flow», в котором обсудил новый музыкальный феномен. Что изменилось за год? «Слово» проанализировало обретшую популярность музыкальную новинку.

Чёткого определения кальян-рэпа не существует, но Б. Алиев определяет его так:

˗ Не могу сказать, откуда пошло это выражение, но под кальян-рэпом с недавних пор принято понимать музыку, которая звучит в кальянных, ее слушают повсеместно. Песни не перегружены смыслом, не претендуют на гениальность и долговечность.

Основной целевой аудиторией для исполнителей кальян-рэпа являются молодые люди от 15 до 25 лет, часто проводящие время в кальянных, барах и ночных клубах. Задача у авторов такой музыки несложная – развлечь потребителя. По подсчётам автора, в музыкальном рейтинге «VK Chart» социальной сети «ВКонтакте» 48 песен из 100 относятся к кальян-рэпу. Это один из парадоксальных феноменов в мире музыки, но его достаточно легко объяснить – наступившая эра стриминговых сервисов во много раз облегчила возможность создавать и популяризировать песни, даже если у автора нет способностей, амбиций, а также ресурсов. Интернет всё эффективнее помогает индивиду стать замеченным.

Кальян-рэпу облегчает задачу и структурная особенность композиций: незамысловатый лиричный текст; манера исполнения, заимствованная из поп-музыки, вперемешку с речитативом; приедающиеся танцевальные мотивы клубной музыки, восточных напевов и карибских ритмов. Качество текстов не богато оригинальностью: рифмы на глаголы по типу «жить-любить», использование соответствующего трендам сленга, однообразность тематики – всё это упрощено так, что доступно каждому. Интерес к подобным композициям обусловлен лишь вкусом каждого из потребителей, а, как известно, массы не состоят поголовно из интеллектуалов, предпочитающих нечто эстетически высокое. Большинство слушателей предпочитает «что-нибудь попроще».

На руку исполнителям и звуковая универсальность их песен, уместных при любом настроении человека, находящегося в разных ситуациях времяпровождения. При прослушивании подобной музыки порой возникает впечатление, что под разными псевдонимами представляется один и тот же человек – настолько схожи бывают и смыслы текстов, и голоса исполнителей песен.

По словам Б. Алиева, у кальян-рэпа есть недостаток – песни теряют популярность так же быстро, как растворяется дым в воздухе, оставляя только запах. Это обусловлено огромным количеством композиций. Творчество артистов превратилось в конвейер, постоянно генерирующий всё новые и новые вариации историй об одном и том же. Проводя ассоциативную параллель с экономикой, можно сказать, что рынок пресыщен предлагаемым продуктом. Ещё более интересным является тот факт, что интерес к жанру всё ещё не увял.

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем кальян-рэп претерпит изменения, впитает очередные детали из других жанров и стилей. Но каких конкретно, не берётся предположить ни Бахтияр Алиев, ни автор. Одно становится ясным наверняка: музыкальная среда изменяется всё более непредсказуемо, массовое творчество превращается в нечто примитивное.

Фото: ahorasalta.com.ar

Никита Дородников