Картины Гейнсборо очаровали Москву

02.03.2020

Фото: https://ok.ru/theartsmuseum/topic/151145300456889

Вчера в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве завершилась выставка живописных и графических произведений английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо.

В столице России были представлены почти 100 произведений мастера, доставленные из Великобритании – из Национальной галереи (Лондон), Королевской академии художеств, Национальной портретной галереи (Лондон), галереи Тэйт (Лондон), Национальной галереи Шотландии (Эдинбург), картинной галереи Далича, дома-музея Гейнсборо (Саффолк, Садбери), музея Холбурна и некоторых других. Четыре раздела выставки раскрывают эволюцию художественного стиля мастера на протяжении десятилетий.

…В музее – многолюдно. Посетители живо, эмоционально обсуждают картины. Только автор успел присесть на лавку, чтобы обстоятельно рассмотреть висевший напротив нее на стене портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда, внешне – благородного человека, джентльмена, как рядом примостились две улыбчивые добродушные пенсионерки. Вероятно, они давно не виделись и немедленно обсудили семейные дела, успехи внуков. Примечательно, что место для встречи выбрано ими не в парке или кафе, а в залах музея, куда доставлены картины замечательного британского художника.  

Гейнсборо иногда называют певцом английской аристократии, творцом джентльменов. В самом деле, художник часто изображал на холсте представителей высшего слоя дворянства. На одном из полотен – Томас Хибберт, управлявший вместе с дядей сахарными плантациями на острове Ямайке и получивший в наследство поместье в английском графстве Ланкашире. Одна из британских газет в 1785 году, по утверждению сотрудников московского музея, выразила восторг по поводу изящной позы и шикарного костюма Хибберта. В костюме ли дело? Куда интереснее всмотреться в лицо Хибберта. Кажется, он, возможно, не раз позировавший Гейнсборо, вынашивал какую-то идею. Не думал ли Хибберт о том, чтобы оказать кому-то благотворительную помощь, что для джентльмена почетно? Или его обуревали житейские заботы? Или же он размышлял о том, умело ли организовал труд рабов на плантациях?..

Аристократы на полотнах Гейнсборо приятны, аккуратны, элегантны. Гордость, чувство собственного достоинства, высокая самооценка для них – не пустые понятия, как, к примеру, для Лэмба Барри, сначала старшего шерифа в графстве, затем члена парламента, его портрет был представлен на выставке. Заказы английских джентльменов художник выполнял мастерски. Впрочем, правомерно ли все же называть живописца певцом аристократии? Кажется, больше теплоты, сердечности он выразил, создавая портреты, на которых изображены его друзья и их родные, увлеченные искусством, ˗ композитор и исполнитель музыки на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, исполнительница музыки на струнных инструментах Анна Форд, певец и гобоист Сэмюэль Линли.

Завораживает зрителя портрет Абеля: внимательный, проницательный взгляд, тонкие, изящные пальцы. Сотрудники московского музея отмечают, что согласно биографическим данным Гейнсборо учился у Абеля игре на виоле да гамба и в качестве оплаты услуг передавал музыканту свои картины и рисунки. Абель не являлся представителем родовитой знати, но был аристократом духовности и гармонии…   

Если взглянем на картины «Рыночная повозка», «Лесной пейзаж с сидящим пастухом», «Скалистый пейзаж», то сможем сделать и другой вывод. Художнику симпатичны простолюдины: дети, идущие рядом с повозкой, задумчивый юный пастушок, может быть, мечтающий о лучшей доле. Дети изображены на фоне роскошной природы. Притягателен и портрет питминстерского мальчика, пытливого, доверчивого, его взгляд выражает готовность постигать тонкости живописного мастерства.

Любопытны названия картин «Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, сошником и церковью вдали», «Романтический пейзаж с овцами у источника» (перевод с английского языка сделан сотрудниками московского музея. – Прим. авт.). Художника не смущает изображение безыскусной крестьянской жизни. Мягко, пластично он создал образ старого крестьянина, который едва ли способен поразить воображение зрителя утонченными манерами, какими блистали не знающие нужды аристократы. Похоже, крестьянин размышляет о пережитом, может быть, проклинает горькую судьбу или же выражает смирение с ней.

Фото: https://ok.ru/theartsmuseum/topic/151033719256505

В юные годы художник не скрывал от окружающих «подражаний маленьким голландским пейзажам», о чем свидетельствует, к примеру, «Лесной пейзаж с сидящим пастухом». По мере того как формировался уникальный художественный стиль мастера, Гейнсборо создавал оригинальные произведения, которые вошли в историю мировой живописи и были представлены в Москве.

 

Владимир Соколов,

спец. корр. «Слова».

Москва – Омск.