Семинар в домашнем кресле

21.05.20

Весной этого года многие люди в мире изменили образ жизни, студенты стали привыкать к дистанционной форме обучения. Россия и Казахстан не стали исключением, для предотвращения распространения коронавирусной инфекции введены онлайн-занятия в университетах и школах.

Еще несколько месяцев назад занятия проходили в аудитории университета или академии, а теперь преподаватели и студенты во время лекций и семинаров находятся на приличном расстоянии друг от друга. При дистанционном обучении используют интернет-технологии. Полезны цифровые образовательные ресурсы и платформы. А для некоторых студентов – чашечка кофе или бутерброд, которыми можно насладиться во время онлайн-семинара, пока преподаватель опрашивает других студентов.

Общение автора с преподавателями и студентами российских и казахстанских университетов показало, что они по-разному оценили ситуацию. Проблемой является то, что не все имеют необходимые навыки для участия в дистанционном обучении, многим студентам сложно освоить получаемую от преподавателей информацию, ранее учебная нагрузка была меньшей.

˗ Дистанционное обучение даётся нелегко, так как многие студенты привыкли получать материал на лекциях и семинарах. Хоть руководство и сделало всё возможное для того, чтобы студент мог быстро связаться с преподавателями, качество обучения значительно упало, ˗ прокомментировал ситуацию студент Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) Андрей Колесников (имя и фамилия изменены).

Для части преподавателей переход на дистанционное обучение стал неожиданностью. Корреспондент «Слова» поинтересовался мнением кандидата педагогических наук Е.Г. Кобзарь, преподавателя Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

˗ С 17 марта этого года университет работает в дистанционном режиме, ˗ отметила Елизавета Геннадьевна. – Переход на дистанционное образование был реализован силами профессорско-преподавательского состава, нормативных актов и методической поддержки не было. Университет  обязал преподавателей вести занятия на платформе Moodle, возможности которой не позволяют поддерживать качество обучения на высоком уровне. Преподавателям приходилось искать альтернативные пути, однако отчитываться за проделанную работу всё равно приходилось с учетом специфики Moodle. Надо сказать, что количество и формы отчетов абсолютно выходят за пределы здравого смысла. Студенты недовольны сложившейся ситуацией, а именно отсутствием официальной информации от руководства университета и факультетов. Преподавателям пришлось в итоге работать практически круглосуточно в режиме индивидуальных консультаций. Школы также испытывают трудности. Руководство обязало преподавателей проводить вебинары, разрабатывать материалы для поддержки школьных учителей при переходе на дистанционное обучение, это делается на добровольных началах.

Свою точку зрения изложила и студентка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Ксения Шиханова:

˗ При переходе университета на дистанционный формат обучения выяснилось, что технически не подготовлен сайт. Большое количество студентов (более полутора тысяч) стало обучаться на портале. Всего три преподавателя из пятнадцати могли вести дистанционно занятия, а именно видеоконференции с использованием Skype. Это молодые преподаватели. Все, кто постарше, отправили студентам ссылки на портал, где нужно почитать материал, а также ссылку на тестирование, которое следовало пройти. И в основном все оценки выставили по умолчанию, потому что сложилась такая ситуация. Сессия была закрыта досрочно. Все сдали рефераты, курсовые и выпускные работы, но вот именно образовательного процесса в этот период не было.

Студенты, обучающиеся в университетах Казахстана, также осваивают дистанционное обучение.

˗ Мне нравится дистанционное обучение, ˗ сказала студентка Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева Екатерина Кубышенко. – С одной стороны, преимущество такой формы – в том, что можно, сидя дома в любимом кресле, находясь в привычной обстановке, спокойно осваивать учебный материал. На мой взгляд, это гораздо комфортнее с психологической точки зрения, чем вставать в семь часов утра, бежать на занятия в университет и сидеть в аудитории. С другой стороны, легче осваивать учебный материал, когда рядом со студентом находится преподаватель, к которому можно обратиться по любому вопросу.

Конечно, качественное образование с использованием дистанционных технологий возможно. Но оно едва ли способно заменить реальное участие преподавателей и студентов в образовательном процессе, их общение лицом к лицу в учебной аудитории.

Фото: tvo.org

Милана Финская.