В мире лжи и фальши нет места любви?
06.04.2018
 
26 марта 2011 года в Омском академическом драматическом театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе А.И. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
С тех пор миновали семь лет, а зал театра по-прежнему заполнен зрителями, как и в день премьеры. Чем привлекает омичей постановка, почему не снижается интерес зрителей к пьесе Островского?
Режиссёр спектакля – заслуженный народный артист России А. Кузин. Роль Глумова исполняет молодой артист Сергей Сизых. За исполнение этой роли он был удостоен премии имени народного артиста СССР А. Щеголева «Лучшая мужская роль» на фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа Омской области за 2011 год». В спектакле играют известные и заслуженные артисты театра: народные артисты России В. Алексеев и В. Прокоп, заслуженная артистка России Т. Филоненко, артисты Е. Потапова, Т. Прокопьева.
Почему режиссер обратился именно к пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»? Ведь пьеса была написана в XIX веке, что имеется общего в проблемах того времени и современного общества? Как можно наблюдать, она актуальна и популярна и по сей день. Режиссеру прекрасно удалось раскрыть особенности человеческой морали, насколько люди могут быть алчными, лживыми и как они стремятся к тому, чтобы занять высокое положение в обществе. А.И. Островский отвечает на многие вопросы: каким путем и способом можно сделать карьеру и выбиться в люди молодому человеку, у которого нет ни связей, ни денег, как легко может сформироваться человеческая репутация и как в один миг может быть уничтожена. Эта история о молодом человеке по фамилии Глумов, решившем во что бы то ни стало добраться до самых высот общества, занять там свою нишу.
Спектакль может оправдать ожидания взыскательных зрителей. Внимание привлекают игра актеров, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. Все это погружает зрителей в бытовые реалии XIX века. Публика неоднократно весело реагирует на происходящее на сцене, так как во всех пьесах Островского есть и юмор, и сатира. 
Первый акт пьесы воспринимается на одном дыхании, игра актеров динамична. Конечно же, особое внимание привлекает Глумов, ловкий молодой человек, стремящийся выбиться в люди, причем он старается играть на людских слабостях, страстях и алчности. По сути дела он лишен талантов и здравомыслия и в силу обстоятельств не может поступить на выгодную службу и получить богатую невесту. С. Сизых прекрасно передает суть образа героя.
Интересны и зарисовки женских персонажей. Тут и Машенька с 200 тысячами рублей приданого, на которую ведется охота. Тут и Клеопатра Львовна Мамаева, женщина страдающая, но ищущая внимания молодых людей, и матушка Глумова, находящаяся на побегушках у сына. Именно она с помощью своей философии жизни воспитала такого сына, который потом ее тиранит и заставляет пресмыкаться перед теми людьми, общение с которыми выгодно. Отдельный «шедевр» − это Софья Тирусина, которая содержит приживалок и судьбу племянницы доверяет какой-то то бабе с улицы. 
Мужские же персонажи – пестрые и характерные. Представляя богатого барина и прижимистого мужика Мамаева, Островский воспользовался возможностью выразить мнение по поводу традиций, когда барин мог читать нравоучения слугам. Только слуги-то освободились от крепостного права и могут уже не страдать от барской глупости. Забавно показан еще один интересный персонаж –консерватор-реакционер Крутицкий, выступающий за уменьшение зарплаты обычным чиновникам и увеличение жалования вышестоящим чинам для придания им важности.
На первый взгляд, пьеса может показаться банальной. Финал ее, однако, меняет мнение зрителей, так как в самом конце Глумов предстал человеком, который оказался намного лучше, чем окружающие. Он честно и открыто указал на их пороки. Островский высмеял нормы света, идейные воззрения, ценности и устремления лживого общества. Тема любви в пьесе слабо проявлена, складывается ощущение, что в мире лжи и фальши нет ей места, в таком мире пахнет чем-то затхлым... 
Вечные темы жизни человеческой души, представленные в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», живо и с интересом воспринимаются нашими современниками, ведь каждый из нас встречал в жизни и мамаевых, и глумовых, и крутицких. А иногда может узнать в одном из персонажей пьесы и себя.

Источник фото: omskdrama.ru

Анна Тарасенко