«Спасибо» счастливой случайности?

01.06.2020

В интернете стал доступен фильм омского режиссера Александра Кузовкова «Спасибо». Меньше чем за неделю его посмотрели более десяти тысяч раз.

Премьера короткометражной ленты омского фотохудожника и режиссёра студии «ИСС Арт медиа» состоялась еще в декабре прошлого года. Авторы фильма, а сценаристом является Ольга Демидюк из Беларуси, в ролях – актеры омских театров, решили сделать его доступным большой аудитории в День семьи, 15 мая.  

И вот почему. Картина рассказывает о взаимоотношениях родителей и их детей, о жестокости «во благо». Зачастую родители забывают о том, что дети, как никто другой, нуждаются в любви, поддержке и заботе. Иногда родительская любовь подменяется материальными благами. «Я покупаю тебе одежду, кормлю тебя – значит люблю», ˗ говорит мать или отец отпрыску. Однако, услышав подобные фразы, многие дети перестают чувствовать себя нужными кому-то…

В фильме сложность поиска взаимопонимания в семье тесно связана с религией.  Авторы проводят параллель между набожной семьёй, в которой время словно застыло, и другой семьёй, не чуждой вере в бога и склонной к деликатным, что ли, добросердечным взаимоотношениям. В первой новелле религия настолько поглотила женщину-мать, что она начала оправдывать ею жестокость к своему ребёнку. Решив навязать дочери любовь и уважение к богу, она, то ли чрезмерно строгая, то ли неумеренно злая, прибегла к издевательствам и насилию, пыталась убедить девочку в том, что за низкие отметки, полученные на занятиях в школе, нужно на коленях просить прощения у всевышнего. Помимо телесных наказаний, мама подвергала дочь публичным унижениям, отправляя её в школу одетой в лохмотья. Всё это довело девочку до суицидальных помыслов, но ее мать не заметила этого, потому что, видимо, не имела представления о внутреннем мире дочери.

В другой семье, о которой рассказано во второй новелле, дела обстоят намного лучше. В ее квартире зритель видит икону, однако люди не уходят в религию с головой. Мама и дочь отлично ладят. На сообщение о полученной дочерью двойке мама адекватно реагирует и предлагает девочке вместе осмыслить непонятую тему. Девочку не бьют и не запрещают ей иметь какие-либо увлечения.   

Эта заметная разница между семьями наталкивает зрителя на мысль о том, что когда религия для человека многое значит, всё материальное для него отходит на второй план, и поведение в корне меняется. Для первой семьи религия стала средством воспитания. Своей бескомпромиссностью мама героини первой новеллы натолкнула девочку на размышления о том, что бог жесток, постоянно наказывает её за провинности и любит всех в этом мире, кроме неё. Девочка решается просить у бога одного: чтобы мама хотя бы один день была доброй. И, о чудо, это срабатывает. Главное – верить? У зрителя могут возникнуть двоякие ощущения. С одной стороны, режиссер наглядно показал, что слепая вера, уход в религию с головой не всегда приводят людей к адекватным поступкам. С другой стороны, авторы фильма подчеркивают важность осознанного и искреннего обращения к богу.

В конце ленты зрителя ждёт невероятно трогательная развязка событий. Девочка, героиня первой новеллы, со слезами на глазах благодарит то ли бога, то ли счастливую случайность, вызывая у зрителя бурю эмоций: сочувствия, радости, надежды…

Фото: кадр фильма «Спасибо»

Анастасия Целовальникова