Детей увлекла бесконечность

26.10.2020

Сегодня в разных странах мира воздали должное школьным библиотекам. По инициативе ЮНЕСКО дата отмечается с 1999 года.

История библиотек берет начало несколько веков назад с создания коллекций документов и письменных памятников. На сайте Российской государственной библиотеки отмечено, что на Руси первая учебная библиотека открыта в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии. В период правления Петра Первого была создана библиотека при Российской Академии наук. Тогда же открыты первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души» (раздел «Дома Училищные», параграф 8). В 1830-х годах в России действовали более 60 гимназических и несколько десятков уездных училищных библиотек. В 1930-х годах в России насчитывалось свыше 44 тысяч школьных библиотек. На 1 января 2019 года сеть муниципальных и региональных библиотек в стране включала более 41 тысячи учреждений, в том числе в Омской области – свыше 700.

В канун международного дня школьных библиотек «Слово» попыталось выяснить, пользуются ли спросом книги в Омске, нужны ли они в цифровое время, когда любую информацию можно найти в интернете.

О.В. Репетий, библиотекарь и учитель начальных классов школы № 10:

˗ Библиотеки? Конечно, нужны. Большим спросом они пользуются у детей с первого по пятый классы. В этом возрасте у представителей нового поколения появляется желание познавать мир. Дети приходят в библиотеку, но книги для юных не вызывают их интерес. И что взамен? Книги о животных, об истории России, о странах и континентах. Представьте: идёт урок математики, а мальчишки, сидящие за задней партой, листают книги о динозаврах… Но самое интересное для детей – космос. Они любят изучать технику и в особенности космические корабли, ракеты. О космосе задают много вопросов, они пока не понимают, в частности, что такое бесконечность.

Если искать информацию в интернете, то детям доступны игры, мультфильмы. Именно поэтому за познаниями о мире они тянутся к книгам.

А.Г. Романовская, библиотекарь гимназии № 26:

 ˗ Что касается детей с пятого по девятый классы…Трудный возраст, в основном они читают то, что нужно изучить согласно учебной программе. Заметна тенденция: раньше школьники приходили в библиотеку за классикой, а сейчас класса с седьмого они начинают читать новеллы, фанфики, манги, аниме в интернете (фанфики – литературные произведения, самостоятельно написанные фанатами оригинальных произведений с целью создания или более полного раскрытия любовных отношений приглянувшихся героев; манги – японские аниме. – Прим авт.). В нашей библиотеке мало новомодных книг, которые могли бы угодить интересам подростков.

 Корреспонденты «Слова» отправили электронный запрос информации в Омскую государственную областную научную библиотеку имени А.С. Пушкина. Редакции предоставлен ответ сектором по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью:

   ˗ Главная библиотека Омского региона тесно сотрудничает как с отдельными школьными библиотеками, так и с методическими объединениями. В течение года систематически проводятся вебинары, занятия в мастер-классах. Кроме того, даем консультации библиотекарям.

 В последнее время специалисты школьных библиотек активно используют ресурсы Национальной электронной библиотеки и Президентской библиотеки, доступ к которым предоставляет главная библиотека региона. В основном интерес вызывают редкие издания краеведческого характера об истории Омской области.

Школьники, а также студенты колледжей и университетов становятся не только гостями литературных вечеров, который проходят в библиотеке (день памяти А. С. Пушкина, «Библионочь», Пушкинский день России, «Ночь искусств»), но и сами участвуют в их организации, например, конкурса творческих работ, фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет». В 2019 году среди посетителей библиотеки – 60 процентов школьников и студентов. Основную возрастную группу посетителей составляет молодёжь в возрасте от 17 до 30 лет.

Корреспонденты «Слова» поинтересовались и мнениями омских школьников, студентов о библиотеках.

Алина (школа № 56):

– Если честно, нечасто хожу в школьную библиотеку, не говоря уже о городских. Если хочу что-то почитать, то нахожу книгу в интернете или в приложениях для телефона.

Никита (школа № 15):

– Читаю только то, что задают по литературе, и то не все. В библиотеки не хожу.

Иван (Омский автотранспортный колледж):

– Не скажу, что люблю читать, но бывают времена, что хочется что-нибудь почитать. Тогда я ищу книгу в интернете. А в библиотеки хожу очень редко, современных книг там не найдешь.

Диана (Омский государственный университет путей сообщения):

– Люблю читать современную зарубежную литературу. В библиотеках редко нахожу то, что мне нужно. Читать через телефон не нравится, поэтому либо покупаю книги, либо прошу у знакомых, если у них есть интересующее меня произведение. В школьные годы часто ходила в библиотеку, читала много классики, но, видимо, тяга к библиотекам угасла….

Конечно, по результатам опроса нельзя судить о популярности библиотек. Но как бы печально это ни звучало, большинство респондентов не посещают библиотеки, по словам некоторых студентов – это неактуально. Информационные технологии позволяют читать книги онлайн.

Так рассуждают многие подростки. Может быть, интерес к печатным изданиям сохранят ученики младших классов, которые, как отмечено выше, стали частыми гостями в библиотеках?

Ангелина Линке,

Индира Мухаметшина.

Фото школы и гимназии: Ангелина Линке