2:0 в пользу очного обучения

13.11.2020

Сегодня университеты и академии, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, согласно приказу министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова должны обеспечить переход на реализацию программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий. А в Омской области, как сообщило региональное министерство образования, 16 ноября по окончании осенних каникул школьники вернутся в аудитории для занятий.  

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году повлияла на системы образования многих стран мира, что привело к массовому переходу школ и университетов на дистанционное обучение. Эксперты искали ответы на вопросы о том, облегчен ли в этих условиях труд преподавателей или усложнен, способны ли студенты и школьники, находящиеся в отдалении от учебных заведений, постигать новое с той же степенью настойчивости, как это происходило в аудиториях. Пытались осмыслить достоинства и недостатки дистанционного обучения и родители школьников и студентов: куда оно ведет юное поколение россиян – к прогрессу или в тупик?

В России часть учебных заведений, соблюдая меры профилактики для обеспечения безопасности студентов и преподавателей, организовали занятия в аудиториях. Многие перешли на онлайн-обучение с сентября этого года. Гибкость в организации обучения студентов продемонстрировал Московский физико-технический институт. В осеннем семестре, как сообщает сайт учебного заведения, наряду с традиционными занятиями в аудиториях используются дистанционные технологии обучения. Студентам, которые предпочитают дистанционное обучение, предложено направить «заявление в адрес администрации». Причем лекции в институте проходят в дистанционном формате, а семинары – в аудиториях, в которых разрешено присутствовать не более чем 18 студентам. Дистанционное обучение может осуществляться через «личные кабинеты» обучающихся, с помощью других систем.

 До конца ноября этого года действие «смешанного формата учебного процесса» продлено ректором Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета В.Н. Шелудько. Предусмотрено использование очного обучения студентов и дистанционных технологий. Ректор уточнил, что «отдельные учебные занятия будут проходить очно в соответствии с особым расписанием». Для иностранцев, которые не могут прибыть в Санкт-Петербург, учебные занятия, сообщает сайт университета, проводятся в дистанционном формате.

Обучение для студентов в онлайн-формате на время пандемии выбрал и Балтийский федеральный университет имени И. Канта. В начале ноября этого года ректор А.А. Федоров подписал приказ «О переводе на дистанционный режим работы». Решено осуществлять в университете «контактную работу обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии)  с применением электронной информационно-образовательной среды, за исключением дисциплин (модулей, частей дисциплин), для реализации которых необходимы специальное оборудование, материалы и помещения».

Противоречивая информация размещена на сайте Дальневосточного федерального университета. Под рубрикой «Учебный процесс» доступны сведения, которые настраивают читателя на безмятежный лад: учеба проходит в соответствии с графиком учебного процесса «в виде лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий», а расписание «можно найти на информационных стендах около студенческих офисов». Значит, корпуса университета открыты для студентов? Однако информация, обнаруженная под рубрикой «Обучение в электронной образовательной среде», действует на читателя отрезвляюще: деятельность в университете «по программам всех уровней подготовки переводится в электронную среду с использованием информационно-образовательных сервисов».

Дистанционное обучение внедряется в образование все прочнее, все большее количество университетов и академий расширяют применение его. Согласно упомянутому выше приказу министра науки и высшего образования РФ руководителям образовательных организаций рекомендовано осуществить переход на реализацию образовательных программ с применением дистанционных технологий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, сложившейся на соответствующей территории субъекта РФ. Естественно, в документе выражена забота об обеспечении безопасности студентов и преподавателей. Но не стоит упускать из виду то обстоятельство, что одной из главных проблем, связанных с дистанционным обучением, является разрыв между учащимися и преподавателями. Масштаб бедствия таков, что исследователи из Швейцарии, занятые реализацией проекта онлайн-планирования Doodle, утверждают: цифровой разрыв в образовании может обернуться для студентов колледжей и университетов академической неудачей в период пандемии.

А что происходит в Сибири? Губернатор Омской области А.Л. Бурков принял решение отправить студентов на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса, об этом сообщила пресс-служба регионального правительства. Высшие учебные заведения, а также колледжи, техникумы переведены на удаленный формат получения знаний с 9 по 22 ноября этого года.

Как относятся россияне к дистанционному обучению? В социальных сетях и так называемых родительских чатах эта тема часто обсуждается, большинство участников дискуссий настроены против такого формата получения знаний, однако много и тех, кто относится к дистанционному обучению одобрительно. При этом вряд ли кто-то из положительно оценивающих онлайн-обучение граждан захочет лечиться у врача, получившего диплом по окончании дистанционных страданий. Сторонники классического образования обращают внимание на его неоспоримое преимущество – в аудитории происходит диалог участников обучения. Харизма преподавателя, общение вдохновляют студентов, вовлекают их в процесс познания нового.

 Студенты в основном негативно относятся к дистанционному формату образования. В социальной сети Instagram корреспондент «Слова» провел опрос молодых граждан разных стран, ему ответили 896 студентов. Из них 624 человека одобряют очный формат обучения, 272 человека – дистанционный. По словам студента факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета П. Летягина, часть занятий предполагает непосредственное присутствие студентов. «Что касается практических занятий, то их провести дистанционно попросту невозможно, ˗ пишет он в Telegram-канале. ˗ Так что, на мой взгляд, очный формат явно лучше».

Дистанционное обучение неизбежно предложено иностранным студентам. Многие казахстанские студенты оказались отрезанными от учебных заведений, расположенных в России, из-за того, что отсутствует возможность пересечения границы. Некоторым повезло, и они участвуют в дистанционном обучении или же отправились в Россию, воспользовавшись воздушным сообщением, налаженным между двумя странами. Однако авиабилеты очень дорогие, особенно для студентов, что оплачивают обучение, рассказала изданию NUR.KZ студентка Уральского государственного юридического университета Ирина. По ее словам, не везде настроено дистанционное обучение, вследствие чего некоторые студенты оказываются неконкурентными в учебе.

Как объясняет сайту Znak.com доктор медицинских наук, академик В. Черешнев, реально покончить с пандемией удастся только к 2022 году. В то же время академик РАН Виталий Зверев с оптимизмом смотрит в будущее. «Думаю, к концу следующего года все это совсем схлынет», ˗ сказал он в интервью агентству «Интерфакс».

Как бы то ни было, в Москве ученики младших классов по-прежнему посещают школы, в Омске, как отмечено выше, дети вернутся в классы 16 ноября. Конечно, не стоит преувеличивать значение проведенного корреспондентом «Слова» опроса, но полезно не забывать соотношение молодых людей, одобряющих дистанционное обучение и относящихся к нему отрицательно: 272 против 624.

Алена Павлова.