Новый альбом «Машины времени»

17.11.2020

В первой половине ноября российская рок-группа «Машина времени» выпустила 13-й студийный альбом «В метре». Релиз состоит из 10 композиций, а делюкс-версия пластинки, записанная эксклюзивно для сервиса «Яндекс.Музыка», по объёму в два раза больше – к каждой песне лидер группы Андрей Макаревич записал комментарий.

В заглавном комментарии к альбому «В метре» лидер «Машины времени» рассказывает: «Мы сидели с Сашей Кутиковым, придумывали название, перебрали довольно много словосочетаний. Вообще это мучительное занятие для меня – придумать хорошее название. Название «В метре» нам показалось удачным. Потому что «в метре» ˗ это и в метре от обрыва, и в метре от счастья, и в метре – это когда музыканты играют вместе и ровно, это хороший музыкальный термин». И действительно, учитывая многолетний опыт сотрудничества Андрея Макаревича и Александра Кутикова, сказать, что они играют не «в метре», просто невозможно. Совместная работа музыкантов представляется как единая стихия.

К слову о стихии – именно с неё начинается повествование альбома, но песня «Просыпается ветер» вовсе не о погодном явлении. Поэтический талант Макаревича, со свойственной ему философской подачей материала, через яркую метафору раскрывает сменяющийся дух времени. Философские размышления проглядываются и далее, то тут, то там, равномерно распределяясь по периметру всего альбома. В песнях Андрей Макаревич рассуждает о естественной природе явлений, настолько фундаментальных, что они кажутся неподвластными человеку. Ранее упомянутая композиция «Просыпается ветер» целиком посвящена именно этой теме:

«Он сметет всех подряд,

Тех, что правы, и тех, что не правы,

Потому что природа

Не знает ни зла, ни добра.

Поднимается ветер,

И уже ничего не поправить,

Лишь считать, сколько нам остается

Безветренных дней.

Ветер ни осудить,

Ни сломить, ни убить, ни возглавить,

Он теперь с каждым днем,

С каждым часом будет дуть все сильней».

С наивной простотой об этом же гласят строки песни «Свет рождает свет»:

«Верен мир своей природе

До скончанья лет.

На рассвете тьма уходит,

Ибо свет рождает свет.

Свет рождает свет.

[…]

Мир опять сошел с ума,

И лишь одно спасет его:

Свет рождает свет,

А тьма не рождает ничего».

Несмотря на позитивную рок-н-ролльную подачу материала, в треке «Часы» речь идёт о мрачном фатуме, об обречённости выдающихся, ярких персонажей жизни:

«Ты можешь быть кем угодно, ходить куда угодно,

Взлетать свободно без полосы,

Пить, что угодно, топить за что угодно –

Ровно в полночь бьют часы на башне, в полночь бьют на башне часы!»

Не только о неизбежной воле судьбы поёт (иногда – в дуэте с Кутиковым) Андрей Макаревич, он также говорит о свободе выбора, необходимости быть самостоятельным в устройстве жизни. Этому соответствуют строки песни «Пой песню, пой, дульсимер»:

«Если ты хочешь войны – дрессируй солдат.

Если ты хочешь любви – иди и расти свой сад.

Ты можешь прожить, убивая, а можешь прожить, любя, –

Никто этот выбор не сделает, кроме тебя, за тебя.

[…]

Немудрено, если в доме твоём темно.

Если темно – попробуй открыть и помыть окно.

Станет светлее, когда ты взглянешь на мир, любя.

Хватит искать виноватых вокруг себя».

Подобных строчек очень не хватает не только современной музыке, но и миру. Миру, где музыка стала неотъемлемой частью жизни, постоянным спутником, вездесущей и всепроникающей силой. Пока в чартах продолжается тирания легкомысленного хип-хопа с танцевальными ритмами, русский рок «Машины времени» берёт на себя роль отряда диверсантов, благодаря которым люди ещё могут надеяться, что не потеряна связь музыки и смысла текстов.

Наверняка «машинисты» не задавались целью противостоять «самому популярному (в данный момент) жанру», настроение музыкантов присутствует в ином виде. Особо остро оно отражается в песне «Зона»:

«Говорят, будто мы образцовая зона,

В пищеблоке исправно дают макароны.

«Весь периметр держат отряды ОМОНа», ˗

Замполит горделиво сказал.

Только ночью, когда вертухаи в отключке,

Я подошел и потрогал руками колючку,

И никто не стрелял…

А потом улетели на юг самолеты,

А потом оказались открыты ворота,

И я понял – случилось нежданное что-то,

И отныне преграды нет.

И я, как раненый суслик, из капкана рванулся,

И уже на бегу на ребят оглянулся –

Все стояли и смотрели мне вслед…

Все молчали и смотрели мне вслед…»

Макаревич в одном из куплетов песни «Часы» в сатирической форме припоминает и «случай со стаканчиком», произошедший в Москве в июле прошлого года и вызвавший широкий резонанс в обществе:

«Птичкин Прокоп был рядовой робокоп,

Обутый в латы боевой великан,

На страже мира стоял, врагов страны разгонял,

Когда его убил бумажный стакан».

Запоминающиеся строки о позиции творческих деятелей звучат в композиции «То, что всегда с тобой»:

«В королевском дворце культуры

Выдают кренделя и мед

Только тем, кто полезные песни народу поет».

С использованием приёма ревербации голоса данная строфа диктуется словно гимн, как бы заклиная и призывая слушателя следовать правилам и выполнять необходимые условия.

    Завершается альбом песней «Время ходит на мягких лапах», лидер группы, как добрый и мудрый старец, сообщает каждому об одном из главных правил жизни: за всё придётся платить:

«Время проходит мимо,

Нам бы его ещё!

А время хохочет нам в спину,

А после выставит счёт».

Таким образом, повествовательно-смысловая концепция альбома замыкается в кольцо: начиная рассказ о неподвластных человеку процессах, группа завершает его тем же. Пластинка группы «Машина времени» не претендует на новаторство ни в жанре, ни в мире музыки в целом, у музыкантов нет в этом необходимости. Андрей Макаревич проявляет себя как человек, набравшийся мудрости и необходимых знаний, благодаря которым у него есть чёткое представление о том, как жить и какие песни исполнять, какими мыслями поделиться с аудиторией. «В метре» – прекрасный пример стабильности и постоянства. Каждый, начиная прослушивание альбома, находится «в метре» от приятных эмоций и ощущений...

Оценка: 9/10.

Фото: twitter.com

Никита Никитин