Очарован мальчик Интернетом…

20.11.2020

Сегодня – Всемирный день ребёнка. Этот день в качестве знаменательной даты утвержден в 1954 году Генеральной Ассамблеей ООН.  Позднее, 20 ноября 1959 года, Генеральная Ассамблея приняла «Декларацию прав ребенка», в конце второй декады ноября в 1989 году –  «Конвенцию о правах ребенка». В канун Всемирного дня ребенка уполномоченный по правам ребенка в Омской области Е.Е. Степкина дала интервью корреспонденту «Слова».

˗ Елизавета Евгеньевна, вы назначены уполномоченным по правам ребенка в 2012 году, приобрели опыт. Какие задачи считаете основными?

˗ Становление института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ, осуществляемых в стране. В 2009 году был учрежден институт федерального уполномоченного по правам ребенка, в 2010 году – должность уполномоченного по правам ребенка в Омской области. Главная задача омбудсмена – охрана прав детей, что конкретизирует его позицию как элемента системы охраны правопорядка в широком смысле, существующего наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора. С введением должности уполномоченного по правам ребенка в различных регионах страны активно идет формирование в общественном сознании идеи о необходимости соблюдения семьями, обществом и государством прав и законных интересов детей.

˗ По каким поводам обращаются к вам омичи? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего?

- Чаще всего обращения поступают от родителей, законных представителей ребенка, родственников детей, а также соседей, знакомых семей. Наибольшее количество обращений касается защиты материнства и детства, определения места жительства ребенка, порядка его общения с родственниками и принудительного исполнения судебных решений. Вникаем в семейные споры, когда один из супругов увозит ребенка за пределы Омской области, а иногда и России, препятствует общению со вторым родителем, близкими родственниками (дедушками, бабушками), а установленные в судебном акте порядок общения, место проживания ребенка не соблюдаются. Авторов многих обращений волнуют вопросы дошкольного и общего среднего образования: несоблюдение учреждениями санитарных правил и норм, конфликты, возникающие между детьми, a также родителями, педагогами и административно-управленческим персоналом, трудности с зачислением в первый класс школы.

Красной нитью через обращения многодетных семей проходит тема, связанная с их материальным положением. За последние годы благодаря слаженным действиям органов и учреждений системы профилактики, министерств и ведомств удалось решить многие проблемы в интересах охраны прав детей. Несмотря на достижения, мы сталкиваемся с новыми угрозами: вторичным сиротством, увеличением количества травм, полученных детьми на автодорогах, а также при пожарах, на водных объектах; склонностью к суицидальным попыткам; увеличением количества преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Основными причинами совершения подростками преступлений по-прежнему остаются отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, отрицательное влияние взрослых лиц, устойчивое противоправное поведение несовершеннолетних. Актуальной является также проблема противодействия вовлечению подростков в потребление психотропных и одурманивающих веществ.

˗ В октябре этого года интернет-издание «Слово» опубликовало материал о библиотеках, выяснилось, что подростки забыли о  книгах...

˗ За последние двадцать лет статус чтения, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, изменились. Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, обусловленной глобализацией и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную форму досуга. Последние социологические опросы жителей России показывают, что значительно снизился интерес к чтению книг не только школьников, но и представителей тех категорий граждан, которые имеют высшее образование. Исследование, проведенное аппаратом уполномоченного по правам ребенка в школах, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что основным источником получения информации несовершеннолетние считают Интернет.

С уверенностью можно назвать несколько причин того, почему дети не читают. Традиционные вечерние читки книг перед сном ушли в прошлое. Ребенок чаще видит родителей перед телевизором или с телефоном, планшетом в руках, а не с книгой. Она перестала быть приятным сюрпризом, подарком, обеспечивающим приятный вечер в компании родителей и книжных героев.

˗ Проблема зависимости детей от Интернета беспокоит многих взрослых. Почему она становится актуальной даже для вполне благополучных семей?

 ˗ Начнем с того, что, с одной стороны, многие родители сами зависимы от Интернета:  для того, чтобы иметь больше свободного времени, используют телевизор, компьютер, сотовый телефон в качестве средства для обеспечения занятости своего ребёнка. В доме тишина, взрослые довольны… Часто родители не замечают своего ребенка, а он хочет внимания и ищет его в глобальной сети. С другой стороны, причиной зависимости может стать слишком сильная опека: ребенок пытается скрыться в глобальной сети от навязчивой любви родителей, потому что только там можно расслабиться и делать то, что он хочет, и никто не сможет ему запретить что-то или указать, как правильно действовать.

˗ Как уберечь ребенка от этой зависимости?

˗ Родители обязаны ограничивать время пользования ребёнком глобальной сетью. Существуют программы-фильтры, специальные поисковики, индексирующие проверенные сайты, браузеры, которые предоставляют доступ к определённому сегменту Интернета. Но гораздо эффективнее ˗ развивать у ребёнка ответственность за свои действия, объясняя, что в Интернете, как и в мире, полно опасностей, нежелательных вещей. При этом самое главное – предложить мальчику или девочке альтернативу времяпрепровождению в глобальной сети. Если ребенок посещает занятия в различных кружках, спортивных секциях, читает книги, то у него попросту не останется времени для бесцельного сидения перед экраном компьютера. И, конечно, необходимо показывать положительный пример: если родителей не интересуют книги, бессмысленно упрекать ребенка в отсутствии интереса к чтению.

Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, можно говорить о болезненной зависимости. Многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием наравне с алкоголизмом и наркоманией. Существуют несколько способов, как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Опытный психолог раскроет глубинные причины его ухода в виртуальный мир. Порой после одной встречи с ребенком специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают юного сибиряка в иное пространство и измерение…

Главное условие – родители должны быть готовы изменить собственный образ жизни. Нередко для избавления от компьютерной зависимости используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускают строго по рецепту, назначает врач. Обычно необходимость в покупке их возникает в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты, седативные препараты.    

 Важно вырвать ребенка из привычной среды, например, отправить его в какой-либо развивающий центр с игровой тематикой, где нет возможности пользоваться Интернетом. Если ребенок вовлечен в общение со сверстниками, игры, он узнает много интересного, способен увидеть новые краски жизни…

Фото: lahamag.com

Беседу вела Ангелина Линке.