«Блок – это Пушкин ХХ века»

28.11.2020

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Александра Александровича Блока. Он был удивительной личностью, обладал красотой, умом, силой духа. Корреспондент «Слова» беседует о творчестве поэта с доктором филологических наук, профессором Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Е.А. Акелькиной, доктором филологических наук, профессором Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеевым, доктором филологических наук, профессором Санкт-Петербургского института образования «Национального медицинского центра им. В.А. Алмазова» Г.В. Косяковым.

   ˗ Как бы вы оценили значение А.А. Блока в литературе?

   А.Э. Еремеев:

   ˗ Дерзну сказать, что Блок – это Пушкин ХХ века. Пушкиным заканчивался ХVIII век и начиналась новая эпоха. Точно так же можно сказать о личности Блока. Все его чувствованья и виденья о том, что трагедия революции приходит на русскую землю, его «Скифы» отражают это ощущение. Может, кто-то этого еще не слышал, а он предчувствовал. Его «Двенадцать» ˗ это роковая поэма, где он, как мне видится, проговорил и понял всю трагедию революции. «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос», ˗ что такое «венчик из роз»? Ведь это же не венчальный венчик, а венчик той самой трагедии смерти, к которой двигалась Русь.

      Величие Блока – в этой огромности, ведь к концу жизни его никто не понимал. Когда он, Блок, понял, воспринял космос бытия, то сразу же перестал быть популярен, стал фигурой трагической и, конечно, после этого смерть его была закономерна… Это трагедия любого гения.

Г.В. Косяков:

˗ Александр Блок вне зависимости от моды останется одним из ярчайших поэтов-символистов в русской и мировой литературе, с которым вели философский и художественный диалог многие современники. Его творчество можно с уверенностью назвать лебединой песней дореволюционной России. Поэт очень органично соединил в своем творчестве память о русской классической литературе, ее Золотом веке и эпоху модерна.

Именно Александр Блок первым почувствовал роковую стихию русской революции и отразил ее в своей поэме «Двенадцать» (1918), где не только ключевые символы, но и сам ритм проникнуты трагическим переживанием вселенской катастрофы.  Вот и получается, что Александр Блок, как и Анна Ахматова, тосковал о пушкинской эпохе, напряженно переживал противоречия своего времени и пророчески всматривался в будущее.

     Е.А. Акелькина:

     ˗ Я очень люблю Блока. В молодости любила даже больше, потому что относилась к нему романтически. Блок действительно в чём-то похож на Пушкина. Пушкин подводит итоги всего хорошего, чтобы было сделано в русской поэзии XVIII века, точно так же Блок открывает ХХ век, почти как Пушкин. Он так интересно намечает интонационную систему поэзии русской ХХ века, что просто диву даёшься. Блок – совершенно удивительная фигура. У него и проза великолепная, и драматургия. 

    - Почему современники не проявляют интерес к Блоку, как драматургу? Почему так редко ставят его пьесы?

     Е.А. Акелькина:

     ˗ Его пьесы – очень маленькие и специфичные: «Роза и Крест», «Балаганчик». Его пьесы трудно ставить на сцене, потому что театр поэзии – это совершенно особая вещь. А он и создавал театр поэзии, и к нему не знают, как подходить...

     А.Э. Еремеев:

     ˗ Можно ли поставить на сцене произведения Блока или Пушкина? Можно! Но для этого нужно быть таким же неординарным и великим в сценарном искусстве, как поэты. Для того, чтобы услышать и понять, что было сказано в этих, казалось бы, совершенно простых фразах: «Народ безмолвствует, народ в ужасе молчит», – как это изобразить? Как это всё пересказать на сцене?.. Не пришел еще тот режиссер, который услышал бы и выразил бы на сцене то, что хотел сказать и Пушкин, и Блок.

Г.В. Косяков:

˗ Театр Александра Блока, действительно, – наиболее сложная, но не менее интересная сфера его творчества, которая ждет еще своих читателей, зрителей, режиссеров. Его пьесы «Роза и Крест», «Балаганчик», «Песня судьбы», «Незнакомка» неразрывно связаны с его лирическим наследием, эстетикой, раскрывают программные положения русского символиста. Сам поэт называл свои пьесы «лирическими сценами». Еще современники поэта подчеркивали сложность сценического воплощения пьес Александра Блока. Так, К.С. Станиславский не смог реализовать свой режиссерский замысел, возникший в связи с постановками пьес русского символиста.

     - Уже после революции некоторые современники говорили о Блоке, как о поэте вчерашнего дня, например, Нина Берберова. Что могло послужить причиной этого?

     Е.А. Акелькина:

    ˗ Блока не понимали, ему завидовали. Надо быть гением, чтобы никому не завидовать, а все обычные поэты, современники Блока, за редким исключением, увы, завидовали.

    А.Э. Еремеев:

    ˗ А судьи кто? Блок в силу своей культуры не приближался к этим людям, а Есенин, например, желая быть популярным, хотел быть первым среди всего поэтического ряда, приблизил к себе людей, которые так ему завидовали, что волей-неволей вгоняли его в могилу. 

     - Как вы считаете, насколько А. Блок важен для современной поэзии?

     Е.А. Акелькина:

     ˗ Очень важен. Когда мы говорим о путях развития русской поэзии ХХ века, вся высокая линия поэзии, которая идёт до Ахматовой, Арсения Тарковского, Бродского, начата и выстроена Блоком. Линия высокой и настоящей поэзии. Блок определил развитие поэзии ХХ века.

     А.Э. Еремеев:

     ˗ Это тот звук, та струна, которая вот-вот может лопнуть, и она лопнула… Это связано с его кончиной, но попробуйте оказаться на той самой высоте, а потом пойти дальше и выше Блока?

     Е.А. Акелькина:

     ˗ Блок задал это самостоянье поэта и Ахматовой, и Пастернаку. Какая удивительная последняя его прощальная «Уходя в ночную тьму, тихо кланяюсь ему» ˗ ода Пушкинскому Дому. Блок всё обозначил и завещал тем, кто будет после него...

Г.В. Косяков:

˗ Для современной поэзии Александр Блок важен как один из ее маяков, ведь магистральная тема – это проблема исторической миссии России, ее противоречивой природы:

Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

При том, что современная русская культура кардинально отличается от эпохи русского модерна, их сближает одно – ожидание катастроф, тоска по утраченному идеалу, по красоте. Все это в полной мере проявлено в творчестве русского символиста, ключевой антитезой в котором является противопоставление Космоса и Хаоса.

    ˗ Чем Блок может заинтересовать современного читателя? В чём актуальность его произведений сегодня?

     Е.А. Акелькина:

     ˗ Философская проза Блока до сих не пор не прочитана. Например, для того, чтобы сказать, что такое Врубель, которого никто не понимал, Блок использует чисто поэтические философские символы. Это удивительно, ведь точнее о Врубеле не скажешь. Блок обладал таким же даром, как в свое время Генрих Гейне. Блок идеально умел найти точную метафору или философему. У него есть статьи «Безвременье» и «Крушение гуманизма». Блок очень точно сказал, что начнут массы править бал, массы нетворческие, и «Крушение гуманизма» ˗ именно про это, он предостерегал еще в 1918 году, когда еще ничего не прорисовалось вдалеке. И в этом смысле Блок ˗ очень интересный автор.

    А.Э. Еремеев:

    ˗ Сегодняшний Блок был, есть и останется Блоком. Дело – в нас самих. Мы проходим мимо величия русской поэзии, мировой поэзии, не желая туда окунуться. Проходим мимо, мимо и мимо… Мимо Пушкина, Блока, Бунина. И это трагедия наша, но не Блока, потому что, уверен, сегодня его произведения актуальны, как никогда. Мне представляется, что молодежь, стремящаяся к познанию миробытия, не пройдет ни мимо Пушкина, ни мимо Блока.

Г.В. Косяков:

˗ Что касается современной эпохи спада читательской активности, то ослабление интереса к наследию Александра Блока вполне объяснимо утратой духовной связи современного поколения с культурой Серебряного века, которая чем дальше, тем становится менее понятной для молодежи, живущей в виртуальной реальности, интересующейся новыми жанрами мировой литературы. Серебряный век открывает себя читателю-эстету, но не читателю-потребителю.

     Е.А. Акелькина:

     ˗ У больших поэтов будет свой праздник возрождения. Уверяю, скоро будет модно интересоваться редкими и элитными вещами. И книги станут, к сожалению, редкой и элитной вещью. Сегодня меня потрясает, что многие книги выбрасывают, о них забывают, но это пройдет. Это уже много раз было когда-то, и скоро снова книги станут нужными и спасающими… Такими, как произведения Блока, который спасает и предостерегает от очень страшных вещей.

Фото: today.kgpikabu.ru

Беседу вела Ангелина Линке.