«Перевал Дятлова»: «клюква», невероятные теории, русская душа

04.12.2020

2 февраля 1959 года в окрестностях горы Холатчахль, что находится на российском северном Урале, произошло таинственное и печальное событие. Девять молодых туристов под предводительством Игоря Дятлова погибли при странных обстоятельствах, которые по сей день называют несчастным случаем. По поводу этого события возникают версии, одна фантастичнее другой. О данном происшествии пишут книги, сочиняют музыку, снимают фильмы, создают компьютерные игры. В ноябре кинокомпания 1-2-3 Production и телеканал ТНТ показали сериал «Перевал Дятлова». Чем он отличается от других проектов, связанных с освещением гибели группы Дятлова?

В 2013 году режиссёр Рэнни Харлин («Крепкий орешек 2», «Скалолаз») явил миру фильм «Тайна перевала Дятлова» который посвящен гибели туристов и в котором он представил объяснение таинственного происшествия. Сюжет основан на истории группы студентов, получившей грант для исследования событий, связанных с гибелью группы Дятлова. Они решают пройти по тому же маршруту, по которому следовала туристическая группа. К середине фильма группа достигает пункта назначения. Не успели студенты провести ночь на перевале, как их настигли буря, сход снега и… странные вооруженные люди. Юные создания подметили, что за ними, скорее всего, следили и они забрели на земли, которые охраняются властями. Некоторые студенты скоропостижно скончались, а оставшиеся в живых оказались в бункере. Им открылась тайна: бункер – советский, здесь проводили эксперименты над людьми…

Убегая, выжившие студенты оказались перед странным тоннелем, который… вел в прошлое. Беглецов ждала ужасная участь: они попали в тот промежуток времени, когда велись поиски группы Дятлова. Выяснилось, что сами они – уже не люди…

Такой странный сюжет предложил Голливуд, стараясь объяснить события, произошедшие на горе Холатчахль. Первая половина картины интересна, персонажи привлекательны, а благодаря съёмке в стиле мокьюментари зритель, кажется, верит версии, предлагаемой создателями ленты. Но во второй половине фильма царит полный сумбур: персонажи бегают, кричат, что-то непонятное зрителю происходит, появляются «монстры»... Сама идея временных парадоксов интересна в контексте истории про перевал Дятлова, но подана она неправильно. Видимо, ближе к концу фильма создателями его утеряна главная идея – рассказать, как именно погибла группа. Но линия повествования от этого отходит. У зрителя возникает вопрос: а причем здесь вообще перевал? Вот если бы история была закольцована идеей о том, что персонажи фильма, студенты, и напали на группу Дятлова, то тогда и недоумение, наверное, не возникло бы.

Когда рассказывают о гибели группы Дятлова, упоминают вспышки в небе, которые являются загадкой до сих пор. Многие объясняют их появлением пришельцев, кто-то утверждает, что были пущены ракеты советскими военными, а третьи говорят об оптической иллюзии. Так как в фильме основной темой являются временные аномалии, авторы обосновали вспышки в небе выстрелом сигнальной ракетницы. Звучит убедительно и интересно. Множественные нетипичные для схода снега телесные повреждения могли бы быть объяснены нападением чудовищ, но авторы фильма явно имеют в виду, что туристов настигли военные, которые старались скрыть упомянутый бункер… Как итог, лента получилась неудачной и как художественное произведение, и как документальное, его связь с реальными событиями половинчата.

История группы Дятлова увлекла и польскую студию IMGN.PRO, которая выпустила в 2015 году Kholat – компьютерную игру, повествующую о том, что привело к гибели туристов. Игровой сюжет повествует о неком скитальце. Ведомый неизвестным голосом, он попадает в горную местность, сильно напоминающую гору Холатчахль. Скитальцу предстоит пройти через перевал, ориентируясь с помощью компаса, карты и крайне размытых описаний пути. Герой преодолеет пещеры, сгоревший лес, места захоронения, замерзшее озеро... Основное повествование связано с прочтением записок, раскиданных на перевале. Не только записок, сделанных членами тургруппы, но и отчетов федеральных служб, заключений врачей и заметок ученых.

Повествование размыто, разработчики игры предложили свою версию о случившемся с группой Дятлова. По версии польской студии, в окрестностях горы проводили ужасные эксперименты над осужденными, а иногда над другими людьми. Герой игры – из тех людей, которые случайно попали в руки советских ученых. Проведя в различных научных комплексах неизвестное количество времени и изменившись внешне до неузнаваемости, он убегает, а в поисках помощи натыкается на палатку, в которой находятся «дятловцы». Испугавшись, группа разрезала палатку и попыталась убежать от неизвестного лица, дальнейшие события не описаны...

Очередная версия выглядит, возможно, даже фантастичнее, чем изложенная в фильме 2013 года. Светящиеся в небе шары создатели игры связывают с появлением НЛО, полученные участниками группы увечья – с нападением испытуемых (таких, как герой). В ходе путешествия скитальца слышен волчий вой, авторы, видимо, намекают, что на туристов могли напасть звери...

Разработчики игры постарались угодить и тем, кто верит исключительно точным фактам, и тем, кому дороги паранормальные явления, иначе говоря, погнаться за двумя зайцами. А что получилось? Сюжет тривиален донельзя, следить за ним неинтересно. Объяснение событий крайне размыто. В то же время игра дарит непередаваемые ощущения: заснеженные склоны, одинокие палатки с тлеющими кострами, ветер, переходящий в бурю… Заключительным штрихом является музыка, сопровождающая играющего до конца путешествия. Словом, игра интересна, но сюжет вторичен.

Сюжет вторичен… И после упомянутых попыток рассказать о давней трагедии россиянам показан телесериал «Перевал Дятлова». Чем новым порадовали зрителей создатели его? Сюжет связан с двумя временными отрезками: ведется расследование гибели группы и показан путь к роковому месту. Путешествие «дятловцев» в основном показано достоверно. История похода снята в стилистике старых советских фильмов: квадратная чёрно-белая картинка, незамысловатые ракурсы. Создатели сериала проводят зрителей по этапам маршрута, избранного туристами. Благодаря детализации рассказа о печальном событии становится ясно, почему один из участников группы туристов называл себя Сашей, хотя его имя – Семён, зрители ознакомляются с культурой манси.

Наряду с достоинствами фильма имеются и недостатки. Стоит воспринимать данный сериал не как документальное, а как художественное произведение, его авторы попытались обосновать все невероятные версии о гибели туристов. Один из персонажей – участник войны, на которой он выжил благодаря… волшебному кольцу; другой – особо опасный преступник, которого советская тургруппа прячет под палаткой... И если интерпретации событий, связанных с группой Дятлова, можно поверить, то показ расследования сомнителен.

Вторая часть сюжета – о похождениях Олега Костина, агента КГБ, присланного для расследования гибели тургруппы. Съемка – хороша, атмосфера, в которой происходят события, передана отлично, волей-неволей начинаешь сравнивать эту часть произведения с сериалом Д. Линча «Твин Пикс». В расследовании использованы неординарные способности Костина и окружающих его людей, что позволяет, в частности, выяснить, лжет умирающий человек или нет… Воспринимать эту часть повествования стоит лишь с художественной точки зрения, большинство персонажей вымышлены.

Создатели сериала предложили оригинальную трактовку событий. Сверкающие в небе огни будто бы отражают проверку экспериментальных межконтинентальных ракет. Версия о нападении зверей на туристов для создателей сериала сомнительна: показано, как легко группа смогла отогнать медведя. Осужденные, сбежавшие из мест заключения, также будто бы не могли навредить туристам, ведь одного из них спасли. Оценена и версия о возможной ссоре, возникшей в группе: ещё до подхода к перевалу все конфликты были исчерпаны… А в гибели туристов всё равно будто бы виноваты потусторонние силы.

Стоит отметить, что сериал снят в одном стиле, звучит приятная музыка. Атмосфера жизни в Советском Союзе передана отлично, а внимание создателей сериала деталям создает иллюзию правдивости повествования о давних событиях. Отдельного упоминания заслуживает финальная серия, эмоциональная и кропотливо снятая.

Каждое из художественных произведений, рассказывающих о гибели группы Дятлова, запоминается. Американский фильм – нестандартным подходом к интерпретации печальных событий, польская игра – необычной атмосферой, в которой путешествует скиталец, а российский сериал – смешением жанров и вниманием деталям. К каждому проекту стоит относиться терпимо: если хотите посмотреть малобюджетный блокбастер – ознакомьтесь с «Тайной перевала Дятлова», желаете прочувствовать дух похода – игра Kholat тут как тут. А если зритель не прочь стать свидетелем ужасных событий, «Перевал Дятлова» удовлетворит его интерес. Хотя режиссерами и сценаристами допущены ошибки, им удалось обосновать многие версии о гибели туристов, показать, насколько возможно, события, происшедшие на перевале, передать и радость путешественников, и боль утраты…

Игорь Жидков.

 

Фото: kp.rugamerspack.com9111.ruhdtv.ru