Датчанин Милланг ждет революцию в кино

28.12.2020

Сегодня многие отмечают Международный день кино.

Человек всегда пытался изобразить то, что его окружает. От столетия к столетию у него это получалось все лучше. С открытием фотоэффекта статичное изображение еще ближе приблизилось к оригиналу. Единственной нерешенной проблемой оставалась передача движения. Увлеченные идеей, братья Луи и Огюст Люмьер разработали «Синематограф». 28 декабря 1895 года в парижском «Гран кафе» на бульваре Капуцинок был проведен первый платный киносеанс. Братья явили публике свой первый фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер».

За 125 лет кинематограф претерпел множество изменений. Изначально многие не верили в кино. Одни были уверены, что картинки на экране не смогут бороться с актерами, находящимися на сцене театра, а прочие вовсе опасались диковинки. С каждым годом все большему количеству людей становилось понятно: кино необходимо человечеству. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, на кино обратили внимание крупные студии, к 1930-м годам посещение кинотеатров стало неотъемлемой частью досуга. В производство кинокартин инвестируют всё больше денег, им интересуются всё больше актеров театра.

В конце 1920-х годов в кино приходит звук, а к концу 1930-х годов высокобюджетные проекты снимают в цвете. Всё это привело к спорам: нужны ли фильму звук, яркая картинка и широкий формат? Вышедшая в 1959 году лента «Бен-Гур» стала прорывом: это был самый дорогой фильм тех лет, насыщенный цветом, масштабными сценами и представлявший широкий формат изображения.

Благодаря кино мир узнал о таких режиссёрах, постановщиках и сценаристах, как Альфред Хичкок, Стенли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Билли Уайлдер, Сидни Люмет, их вклад в кинематограф неоценим. За 125 лет зрители узнали великолепных актеров и актрис, умеющих работать в разных амплуа. Стали легендами Квентин Тарантино, Кристофер Нолан, Леонардо Ди Каприо и Хаяо Миядзаки. Появились новые жанры, переосмыслены старые. Джеймс Кэмерон сумел скрестить романтическую драму и блокбастер и создать картину «Титаник». Появился целый пласт так называемых «попкорных» фильмов, над которыми не надо думать, нужно лишь наслаждаться красивыми эффектами.

Российское кино никогда не было в стороне от кинематографа. С начала XX века в России снимали картины. Они были уникальны, но большой вклад в мировой кинематограф не внесли. А вот начиная с 1950-1960-х годов, когда фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Международном каннском кинофестивале, а картина «Война и мир», снятая Сергеем Бондарчуком, получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, в мире на советское кино обратили внимание. Позднее проявили себя Андрей Тарковский, Владимир Меньшов, Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов. Снятые десятки лет назад советские картины соотечественники до сих пор смотрят с удовольствием. После распада Советского Союза в отечественном кинематографе произошел спад. Выделить можно разве что Алексея Балабанова с его суровыми картинами и ранние работы Никиты Михалкова. Сегодня российские режиссёры редко осуществляют удачные проекты.

В канун Международного дня кино корреспондент «Слова» получил комментарий датского актера и сценариста, режиссера и продюсера Магнуса Милланга. Он, в частности, снят в этом году в фильме «Ещё по одной», работал с актерами Колином Фертом и Мадсом Миккельсеном. Комментарий таков:

˗ В этом году кинематографу исполняется 125 лет, невероятно! Помню, как еще будучи маленьким, смотрел «Профессионала» с Бельмондо и «Однажды в Америке» с Де Ниро. Тогда меня удивляли перестрелки, погони и отличная актерская игра. Конечно, кино можно называть молодым искусством, при этом многогранным. Для меня быть актером – большая честь, надеюсь когда-нибудь стать таким же популярным, как мировые звезды, как мой товарищ по съёмочной площадке Мадс Миккельсен. Он смог совместить качества героя блокбастера и актера камерного кино. Вообще в мире кино многое меняется до сих пор, но иногда приятно видеть, как классические приемы действуют и сегодня. Например, когда я пошел смотреть «Омерзительную восьмерку» Тарантино, было приятно прочувствовать уютную атмосферу картины, снятой на 65-мм (формат кинопленки, уже устаревший. – Прим. авт.). Конечно, кино в каком-то смысле переживает стагнацию из-за обилия блокбастеров, но подобное ведь уже было в истории, и вполне возможно, что скоро нас ждет революция в кино. Будет очень интересно наблюдать новые тренды.

Игорь Жидков.