28.02.2021

            О, Фантазия! ты скупцу подобна,

            Что, лепты́ скопив, их растит лихвою,

            Малый меди вес обращая мудро

            В золота груды.

Эти строки принадлежат Вячеславу Ивановичу Иванову, русскому поэту-символисту, одному из вдохновителей «Серебряного века», периода в истории русской культуры, относящегося к началу ХХ века. Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения поэта.

Иванов родился в Москве, по окончании гимназии изучал историю и филологию в Московском и Берлинском университете, жил во Франции, в Италии, Греции, Швейцарии. В 1904 году поэт вернулся в Россию, жил в Москве, Петербурге. Его квартира в Петербурге, известная как «Башня», стала салоном символистов. Первая поэтическая книга Иванова «Кормчие звезды» отпечатана в начале ХХ века в типографии Суворина. В 1924 году поэт покинул Россию, читал лекции в итальянском Колледжо Борромео, преподавал церковнославянский язык в ватиканском Восточном институте и семинарии Руссикум.

Интересен ли талантливый поэт для наших современников? Этот вопрос корреспондент «Слова» адресовал кандидату филологических наук О.А. Федоровой.

         − В современной школе, − сказала Оксана Александровна, − согласно образовательным стандартам изучают произведения только наиболее известных поэтов и писателей, а остальных воспринимают как поэтов второстепенного ряда. Да и количество учебных часов, отведенных на изучение поэзии «Серебряного века», весьма ограничено.

          − Какие произведения Иванова, на ваш взгляд, наиболее значимы?

− Имя Иванова стало известно в России в начале ХХ века.  Его творческое наследие тесно связанно с символизмом. Однако взгляды писателя сложились под влиянием немецкого романтизма, русской философской мысли (в частности, воззрений славянофилов), кроме того, особое впечатление на него произвели работы немецкого философа Ф. Ницше.

Наиболее известным сборником Иванова является «Cor ardens» («Пламенеющее сердце»). Этот сборник насыщен витиеватыми выражениями, авторская мысль наполнена сложной символикой. По словам А. Блока, поэзия Иванова предназначена для тех, кто не только много пережил, но и много передумал.  

− Стоит ли в учебных учреждениях изучать  творчество малоизвестных

авторов или следует уделять внимание только широко известным личностям?

− Безусловно, необходимо уделять внимание малоизвестным авторам при изучении той или иной эпохи. Без обращения к авторам «второго плана» впечатление о литературной эпохе не будет полноценным и завершенным.

Корреспондент «Слова» предпринял попытку выяснить, какова степень осведомленности пользователей социальными сетями о творчестве В.И. Иванова. Большинство респондентов ничего не знают о поэте, путают его с Георгием Владимировичем, однофамильцем: точнее, 32 из 40 пользователей ничего не известно о поэте. Семеро пользователей Интернетом вроде бы слышали что-то об Иванове, но не смогли назвать ни одного его произведения, не знакомы с его творчеством.     

Лишь респондент по имени Иван, 32 лет, ответил, что знаком с творчеством Иванова:

− В университете преподаватель по литературе одну лекцию посвятил Вячеславу Иванову. Было рассказано о поэте как-то вскользь... А позднее я случайно наткнулся на книгу «Поэзия Серебряного века», в ней опубликованы произведения Иванова «Счастье» и «Лебеди», как помню, мне они понравились…

В книге воспоминаний о поэте его дочь Лидия рассказала, что к 100-летию со дня рождения Вячеслава Иванова открыта мемориальная доска в итальянском Колледжо Борромео. И в России о поэте не забывают. Как следует из книги «Вячеслав Иванов – Петербург – мировая культура», в 2002 году в Литературном музее Пушкинского дома впервые была открыта персональная выставка, посвящённая жизни и творчеству Вячеслава Иванова, представлены рукописи, автографы, фотографии, живописные и графические портреты.

Игорь Жидков.