Прекрасное далеко? Прекрасное – рядом
06.04.2018

Об Омске часто говорят и жители других городов, и омичи как о провинциальном областном центре. Что правда, то правда. Но значит ли это, что культурная жизнь в Омске замерла и горожане пребывают в неизбывной закоснелости? Рассмотрим, какие концерты прошли в течение последних нескольких месяцев, в частности, в Концертном зале.
Культура, как птица Феникс, возрождается из пепла: в Омске действуют Омский академический симфонический и Камерный оркестры, аудитория слушателей заметно увеличивается. На одном из недавних концертов Омский симфонический исполнил произведения  П.И Чайковского: звучала симфония № 1 «Зимние грезы» и музыка из балета «Лебединое озеро». Дирижировал Р. Нигаматуллин, заслуженный деятель искусств Украины. 
Симфония № 1 «Зимние грезы»  была написана под вдохновением русской природы – спокойной и в то же время величественной. Эта симфония была первой в истории отечественной музыки, которая носила лирико-психологический характер. Произведение, до сих пор вызывающее интерес слушателей, написанное автором под впечатлением воспоминаний о зиме в городе детства Воткинске, получило признание не сразу. Более того, первая редакция симфонии была жестко раскритикована.
Петра Ильича не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» не были приняты публикой. После доработки спустя девять лет произведение зазвучало по-новому и было принято критикой и публикой с большим интересом, который не угас по сей день.
Во втором отделении концерта звучала музыка П.И.  Чайковского, наиболее известная слушателям – отрывки из балета «Лебединое озеро». Сказочные образы и рука великого мастера способны унести слушателей в чудный, чистый мир детства…
Программа концерта Камерного оркестра «Венгерские танцы» была составлена таким образом, что охватывает широкий круг слушателей. Ведь звучат и классические произведения, и современная музыка. С одной стороны, почитатели популярных классических композиторов – Ф. Листа, С. Рахманинова, И. Брамса – невольно приобщаются к менее известным и непривычным слуху произведениям Флейшера, Динику, Шамо, Дж. Энеску. С другой стороны, почитатели более современных ритмов и созвучий могут приобщиться к более ранней благозвучной классике. Каждый может найти свое по вкусу.
Камерный оркестр исполнил, в частности, произведение Ф. Листа «Грезы любви» (дирижер Р. Дильмухаметов, Новосибирск), в качестве солистки – В. Бартеньева. Ее сопрано проникает, кажется, в самые потаенные уголки твоей души и заставляет звучать каждую ее струну в унисон с исполнителем. Волна неземной любви то поднимает в заоблачные высоты, то нежно, по- матерински убаюкивает, то покачивает в теплых объятиях океана любви. Ты понимаешь, скорее чувствуешь, что настоящая музыка способна обогатить твою душу…
Второе отделение концерта в основном было представлено произведениями композиторов, почти наших современников: Г. Динику (Румыния), И. Шомо (выпускник Киевской консерватории), Дж. Энеску (классик румынской композиционной школы). Произведением последнего и заканчивалась программа. Его «Румынская рапсодия № 1» звучала очень динамично, зажигательно, что в конце выступления позволило музыкантам оркестра показать виртуозность...
И, наконец, − о концерте «Волшебный вечер», который состоялся 25 марта 2018 года в Концертном зале филармонии. Камерным оркестром  дирижировал И. Дербилов (Санкт-Петербург), в качестве солиста – Д. Баранов (фортепиано).
«Волшебный вечер» построен на контрасте: в первом отделении исполнены произведения И.С. Баха «Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 4 ля мажор» и Б. Бартока «Дивертисмент для струнного оркестра»; во втором отделении прозвучала музыка Б.Бриттена. Включение в программу именно таких контрастных произведений, думается, не случайно. Каждое время несет свои ритмы и отражает атмосферу эпохи. И если Бах – это ручей, текущий ровно и уверенно, то музыка Бартока и Бриттена – бурлящий поток, беспокойный, несущийся с огромном высоты, сметающий все на своем пути. Это и понятно, ведь Б. Барток – один из самых  смелых новаторов XX века, который ломал традиции гармонии. И хотя истоками его творчества считают фольклор, однако, соединяясь с ритмами времени, музыка Бартока рождает совершенно новое, дерзкое, поражающее публику сложными, непривычными гармоническими ходами и непредсказуемыми созвучиями. Ему удавалось из диссонансов создать новую гармонию.

Другим смелым новатором является английский классик XX Б. Бриттен. Он принадлежит к числу тех немногих композиторов эпохи, которые умели писать музыку сложную, современную и в то же время эмоционально полнокровную. Поэтому круг его почитателей довольно широк: от самых требовательных слушателей до малоподготовленных, которых может привлечь именно необычность звуковых сочетаний, смелые решения. На таких произведениях, как музыка Бартока и Бриттена, исполнители способны  показать мастерство музыкантов, оставляет неизгладимый след в «кладовой души» слушателя.

Источник фото: sotsproekt-ryazan.ru

Анна Тарасенко