27.03.2021

Сегодня – Международный день театра. По данным Министерства культуры России, в стране действуют более 640 театров. Большинство из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо профессиональных театров, существуют любительские, в деятельности которых участвуют люди, объединенные любовью к искусству.

        Корреспонденты «Слова» задали несколько вопросов Анне Козловской, Софье Федекиной, Сергею Зареченскому, Анастасии Лукиной, художественным руководителям соответственно любительских театров «ШуМиМ» (Омск), «Ключ» (Набережные Челны), «Больше пяти» (Санкт-Петербург), театральной студии «Подмостки».

     - Кто участвуют в деятельности театра?

    Анна Козловская («ШуМиМ»):

    - В нашем коллективе – представители трех возрастных групп. Приходят в театр как любители, потом кто-то получает театральное образование.

     Софья Федекина («Ключ»):

     - В нашем театре профессиональных актеров нет. Средний возраст участников спектаклей – 35-40 лет.

    Сергей Зареченский («Больше пяти»):

    - В составе театра – выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Далер Газибеков, также принимал участие в спектакле «Квартирный вопрос» его однокурсник Богдан Псел. Плюс – три студента. Дарья Исакова пришла к нам в 16 лет, учится на последнем курсе в актерской мастерской Цуркану, через полгода станет профессиональным актёром. Её однокурсница – Анна Иглицына. Дарья Петрова учится в институте культуры, станет режиссером. Остальные, как и я, ˗ любители, к театральному образованию отношения не имеющие. У меня среднее специальное образование педагога-организатора. Вопрос в одном: делает ли человека диплом об окончании театрального учебного заведения профессиональным артистом, режиссером или нет.

     Анастасия Лукина («Подмостки»):

     ˗ В театральной студии – только один профессиональный актер, это я,  остальные участники спектаклей – студенты Омской гуманитарной академии. Четвертый сезон являюсь руководителем театральной студии «Подмостки», это название придумали сами студенты, оно мне очень понравилось.

     - Что дают занятия в любительском театре?

     Анна Козловская:

      - В любительский театр приходят, чтобы реализовать свой творческий потенциал, осуществить желание выступать на сцене, окунуться в неповторимую атмосферу… Есть и те, кто приходят учиться быть свободными, органично двигаться, внятно говорить, не бояться публики. Конечно, система театрального воспитания помогает реализовать эти желания. Любители получают всестороннее развитие. Младшие занимаются тренингом дольше, они только учатся быть актерами.

     Софья Федекина:

     - Занятия в театре дарят людям чувство полета, радости. Они – не профессиональные актеры, для них театр – это отдушина, после рабочего дня приятно заниматься любимым делом.

    Сергей Зареченский:

     - Чтобы ответить на этот вопрос, надо каждого отдельно спрашивать. Конечно, люди меняются. Меняются их взгляды на жизнь, приоритеты… Люди растут. Исакова и Петрова до того, как пришли в «Больше пяти», не думали учиться в театральной сфере. Для кого-то это слишком сложно, кто-то понимает, что жизнь без театра привлекает его гораздо больше. Но в любом случае участники спектаклей приобретают актерские навыки, развивают физические качества, внутренне человек тоже развивается.

     Анастасия Лукина:

     - Безусловно, в ходе занятий в театральной студии студенты приобретают актерские навыки, получают возможность открыть в себе что-то новое, реализовать творческий потенциал.

     - Что дает художественному руководителю работа в любительском театре?

     Анна Козловская:

      - Являюсь руководителем театра «ШуМиМ» с момента основания его. Для меня это любимая работа, полотно, на котором реализуются мои творческие амбиции, место силы, которая вдохновляет... Для работы с артистами привлекаю проверенных в совместной работе педагогов по сценическому движению, сценической речи, хореографии, вокалу.

     Софья Федекина:

      - Руководство театром дает мне возможность интересно жить. Не представляю, чем бы занималась, если бы не испытывала любовь к театру.

     Сергей Зареченский:

     - «Больше пяти» ˗ некоммерческий театр, мы не зарабатываем. «Искусство должно быть бесплатным» – наш девиз. Не знаю, искусство ли то, что мы делаем, но хочется верить, что да. Конечно, открывать перед другими новые горизонты – это потрясающее занятие. Идет выгодный взаимообмен: участники спектаклей вдохновляют меня беспрестанно.

     Анастасия Лукина:

     - На мой взгляд, работа в студии – плодотворная и творческая.

     - Как определяется репертуар театра?

     Анна Козловская:

      - Время, автор, коллектив – вот золотое правило для выбора репертуара. Материал должен быть актуальным и своевременным, мысли автора должны быть близки постановщику и соответствовать высоким моральным принципам, и пьеса должна быть по силам коллективу. В репертуаре театра есть спектакли и для детей, и для взрослых. 

     Софья Федекина:

    - Репертуар определяется интуицией, как бы странно это ни звучало. Если интуиция говорит, что сегодня надо говорить о любви – будет спектакль о любви. Если хочется говорить о трагичном, ставим трагедию. Идеи для спектаклей берем из достойной русской литературы.

     Сергей Зареченский:

      - Если у актеров появляются идеи, обсуждаем их. Как правило, сценарии спектаклей пишу я, если всем нравятся, начинаем работать... Из всего, что поставили, два спектакля – на основе литературных произведений и три авторских. В разработке – еще два авторских сценария.
Спектакль, как сценарий, так и работа на площадке, ˗ дело диалога. Свобода мысли и творчества превыше всего.

     Анастасия Лукина:

      - Придумываю варианты сценариев я. Затем – чтение их для актеров. Если всех всё устраивает, начинаем репетировать...

Ангелина Линке  

Индира Мухаметшина.

Фото: google.ru