29.04.2021

Сегодня – Международный день танца. Эту дату предложено отмечать в 1982 году по инициативе международного совета танца ЮНЕСКО. Дата выбрана закономерно. 29 апреля 1727 года родился француз Жан-Жорж Новерр, впоследствии – балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства, его именуют «отцом современного балета».

Корреспондент «Слова» беседовал с омским хореографом Т.В. Елисеевой. Она является руководителем школы хореографии и творческого развития «Рассвет», становилась лауреатом международных и всероссийских конкурсов, успехов достигли и ее ученики.

˗ Татьяна Викторовна, какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим танцовщиком?

˗ Чтобы стать хорошим танцовщиком, нужно много внимания уделять своему развитию. Следует развивать физические навыки, ум, способность высказываться…

Безусловно, для достижения цели предстоит бесконечная череда занятий для приобретения навыков, которыми тело танцовщика должно обладать. Творчество – это труд, это огромное количество прочтенных книг, это умение анализировать и замечать детали, общение с людьми, это неравнодушие к миру, различным явлениям в обществе, политике, потому что танцовщик – как кровоточащая рана, как человек без кожи. Он должен быть чувствительным к тому, что происходит в мире.

˗ Восприятие и понимание танца доступно каждому зрителю или от него требуются интеллектуальные усилия?

˗ Танец исполняется профессионалом. Потому что профессионал понимает, что танцем он хочет сказать или не сказать, что тоже важно. Пустота, умение делать паузы – это неотъемлемая часть танца. Важно умение быть интересным без демонстрации возможностей шпагатов и батманов. Прекрасно, когда хочется любоваться танцем несколько раз, думать о нем. Танец не должен оставлять зрителя равнодушным, он может возмущать. Зритель даже может не всегда понимать, что хотел сказать танцовщик, главное, чтобы была интересна тайна, которую он зашифровал.

˗ Каковы возможности отечественных и иностранных хореографов? В чью пользу сравнение?

˗ Участвовала в реализации достаточного количества проектов вместе с иностранными хореографами и как танцовщица, и как организатор выступлений. Отношение к танцу зависит не от чьей-либо национальности, а от того, насколько хореограф интересен, как человек. У иностранцев возможностей больше. За рубежом существует большое количество фондов,  оказывающих поддержку хореографам. Отечественным хореографам приходится думать, хватит ли на постановку денег, где показать танец… Хотелось бы, чтобы российских хореографов баловали и они могли раскрыть творческий потенциал.

- Множество развлекательных шоу демонстрируется в залах, в которых  отсутствуют зрители. На ваш взгляд, это приемлемо или нет?

– Часто танцы ассоциируются с развлечением. Это не мой путь. Моя цель – активировать сознание зрителя, заставить его думать. Для меня важно, что он почерпнет в ходе выступлений танцовщиков, а не его сиюминутная оценка увиденного. Взаимоотношения танцовщиков и зрителей напоминают духовную практику – искусство становится проводником к душе человека. Танец для меня – возможность диалога, прежде всего, с самим собой. Участвуя в реализации проектов, задаю себе вопросы о нравственном и пытаюсь найти ответы…

Фото: https://yandex.ru/images/                          Игорь Жидков.