21.05.2021

В омских кинотеатрах прошла премьера фильма Гая Ричи «Гнев человеческий».

Гай Ричи – режиссер культовый. Начав карьеру криминальными трагикомедиями «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», он завоевал уважение зрителей и профессионалов. После этого Ричи долгие годы искал интересные идеи для фильмов. Сняв несколько рекламных роликов, он, видимо, нашел что-то новое. Фильм «Револьвер» стал неоднозначным в карьере кинематографиста, не вызвал отклик рецензентов и зрителей. Многие посчитали фильм скучным, затянутым, непонятным. Может быть, потому, что проявилась тяга Ричи к экспериментам...

Ленты отразили поиски Ричи стиля, зрителя. В 2019 году он выпустил фильм «Джентльмены», по сути, альманах своих лучших работ. Картина получилась интересной, веселой. Впрочем, она не удостоилась наград, хотя зрители назвали проект «современной классикой» и «народным фильмом». И спустя два года Ричи предложил аудитории очередной эксперимент...

«Гнев человеческий» ˗ продукт переосмысления жанра криминального боевика. Из проектов, на которые похож фильм Ричи, можно вспомнить «Охоту на воров» (реж. Кристиан Гьюдгэст, 2018) и «Джона Уика» (реж. Чад СтахелскиДэвид Литч, 2014). С последней картиной ленту Ричи роднят специфика постановки, драматургии и мотивации персонажей. Речь идет именно о персонажах, но не о героях. Если Джон Уик пытался уйти от своего прошлого, стать лучше, то в «Гневе человеческом» персонаж Джейсона Стэйтема – отъявленный бандит, останавливаться на достигнутом не собирается. Вообще в этом фильме все персонажи грешны, нет положительных или отрицательных, за исключением главного злодея, разумеется.

В картине – множество персонажей. Основные действующие лица мотивированы и понятны зрителю. А персонажи второстепенной значимости к концу ленты раскрываются как герои. Это, пожалуй, достоинство фильма. В нем нет компромиссов, радужного финала, неожиданного поворота, когда  злодеев накажут по заслугам. История мрачная, брутальная, серьезная. В «Гневе…» звучит всего одна шутка, которая дает зрителям небольшую передышку и затем вновь приобщает их к круговороту событий.

Лента динамична, сюжет разгоняется с каждой минутой. Способствуют созданию динамики отличный монтаж, потрясающая постановка, хороший саунд-дизайн и нелинейное повествование. Именно такое хочется видеть в современных боевиках: понятный зрителям сюжет и качественную постановку боевых сцен. «Слово» писало ранее о боевиках («Боевики: герой прострелен, но невредим», 16.01. 2019, «Боевики: от экспериментов к новым канонам», 13.03.2019, «Боевики: аромат винегрета или нафталина?», 8.04.2019, «Боевики: «Наемник» преследует «Джона Уика», 30.05.2019). В данных публикациях отмечено, как жанр деградирует. В фильме Ричи – иное: реалистичный и хорошо поставленный «экшн», при этом не связанный с переизбытком действия.

Хочется отметить стремление Ричи открыть что-то новое. В то время как Мартин Скорсезе занимается самокопанием, Стивен Спилберг продолжает снимать псевдодушевные блокбастеры, а Зак Снайдер увлечен библейскими мотивами, Ричи сначала переосмыслил собственные работы в «Джентльменах», а затем продемонстрировал, как нужно снимать боевики в 2021 году…

И актеры показали себя с лучшей стороны. Джейсон Стэйтем – непробиваемая стена, Джош Хартнетт изображает плохого парня, а затем испуганного котенка, а Скотт Иствуд выражает отрицательную харизму.

«Гнев человеческий» ˗ это суровый, бескомпромиссный фильм. Ричи постепенно возвращается на верхушку Голливуда. И делает это по-особенному.

 

Фото: https://kino-punk.ru/review/wrathofman/index             

Игорь Жидков.