06.10.2021

     

…Утро в торговом центре. К витрине кондитерской лавки подходит, покачиваясь, как лодка на волнах, дородная женщина лет 35, держит за руку девочку, видимо, дочку. Глаза девочки, увидевшей пирожные в витрине, загорелись:

      ˗ Мамочка, купи, пожалуйста…

     Женщина, добродушно отдуваясь, говорит, как будто дарит комплимент:

      ˗ Да они не вкусные, скорее всего и не свежие.

       Увидев, что сей аргумент не подействовал на девочку отрезвляюще, женщина обращается ко мне как потенциальной союзнице:

       ˗ Ну скажите же, что пирожные не вкусные, что они даже отвратительные…

        О работе продавца, колдующего в магазине или на рынке, может судить каждый человек, даже малолетний ребенок, осознающий себя компетентным ценителем прекрасного. Не улыбнулся продавец покупателю – виноват, чихнул не вовремя – не профессионал… Шутки шутками, а повлияла ли на отношение омичей к работникам торговли пандемия коронавирусной инфекции? Исследовательская компания Nielsen рассмотрела особенности поведения покупателей в 2020 году и выяснила, что самым важным для них в магазинах был хороший сервис и удовлетворение при совершении покупок. Международный ресурс Criteo поинтересовался в ходе опроса, как пандемия повлияла на привычки и образ жизни россиян, и пришел к выводу, что, несмотря на распространение инфекции, люди не отказались от посещения торговых центров. Изменилось ли их отношение к продавцам, стало мягче или жестче? Чтобы выяснить это, корреспондент «Слова» устроился в кондитерскую лавку.   

     …И вот настал день, когда я – не в роли покупателя, а стою за прилавком в торгово-выставочном центре «Каскад», который находится в Омске на проспекте Карла Маркса, 24. Кондитерская лавка выглядит привлекательно, но мне не до проявлений восторга. Рабочий день за прилавком начинается после того, как выполнены обязательные действия: следует протереть витрину снаружи и внутри; проверить сроки годности продукции, наличие ценников; разложить товары; заполнить документы. Ассортимент продукции широк, ежедневно кондитеры реализуют оригинальные идеи приготовления десертов. Привозят товары ежедневно в 16 часов: вафли и зефир, рулет и профитроли...

     Тем временем к витрине подходит миловидная женщина средних лет: синий пуховик, небрежно повязанный платок, поношенные сапоги. Спрашивает:

    − А вкусные ли у вас пирожные?

    − Еще какие!

     − А приготовлены когда?

     − Все, – выпаливаю, – с пылу с жару!

     Без запинки рассказываю о кондитерских изделиях, выставленных в витрине. Собеседница кивает и, кажется, мечтательно причмокивает в ожидании покупки кулинарного чуда…

     Ух… О многом успела рассказать слушательнице, себе удивляюсь: откуда столько красноречия? Наверное, позавидовал бы мне и Цицерон. Жду, когда женщина торжественно огласит свой выбор. Но она неожиданно хлопает ладонью по одному, другому карману пуховика будто бы в поиске кошелька и вскрикивает:

     − Ой, совсем забыла… − и уходит восвояси.

    Умиленно гляжу ей вслед, думая о том, как легко продавец может растратить свой ораторский талант…

     Рабочий день близится к завершению. Торговый центр постепенно пустеет. Вдруг к опекаемой мной витрине подходит, пошатываясь, молодой человек: мятые потертые джинсы, куцая куртка, грязные кроссовки.

     – Д-дорогая, можно с тобой познакомиться? – спрашивает джентльмен заплетающимся языком.

     – Пожалуйста, с пирожными, рулетом, зефиром… – отвечаю деликатно. – Все вкусное – в витрине.

      – Начхать мне… – ни с того ни с сего разъярился посетитель, его лицо побагровело. – Ты – дура, что ли?..

      Если посетитель торгового центра готов разбушеваться, как проснувшийся после долгой спячки вулкан, устроить скандал, продавцу приходится обращаться к охраннику. А если ищущая острых ощущений личность готова в драку полезть, то и помощь полицейских не оказывается лишней…

       Изысканный диалог с таким отягощенным личными переживаниями посетителем, пожалуй, – исключение. Подавляющее большинство покупателей – воспитанные, вежливые люди. И продавец для них подчас служит работником широкого профиля.

       – А не скажете, на каком этаже обувь продают?

       – А как найти развлекательный центр для детей?

       – А где можно перекусить?

       Конечно, скажу, где можно перекусить. Разве сложно вежливо ответить на вопрос? Может быть, когда-нибудь консультируемый человек заинтересуется и кондитерской лавкой. А может быть, не заинтересуется. Ну и что?

    Фото: https://вести35.рф

                                   Анна Горюнова.