11.11.2021

Достоевский для спасения

i7y5rcxtkghc.jpg

Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, философа, публициста. Интерес человечества к его творчеству велик. Это не преувеличение: речь – именно о человечестве, так как, по данным ЮНЕСКО, Достоевский – писатель, чьи произведения читает наибольшее количество жителей планеты. Его произведения широко представлены в кинематографе и театре.

         О феномене Достоевского корреспондент «Слова» беседует с доктором филологических наук, профессором Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Е.А. Акелькиной, доктором филологических наук, профессором Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеевым, доктором филологических наук, профессором Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна) А.В. Викторовичем, директором литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Н.Т. Ашимбаевой и кандидатом филологических наук, ведущим научным сотрудником Государственного литературного музея (г. Москва) П.Е. Фокиным.

- В ХХ веке русский философ и литературовед М.М. Бахтин назвал Ф.М. Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. В какой мере люди, живущие в ХХI веке, способны оценить достоинства произведений писателя?

Е.А. Акелькина:

– Современники считали Достоевского талантливым, даже гениальным писателем. Но все время обвиняли его в неряшливости стиля. ХХ век договорил очень многое из того, что современники не понимали. Проза и литература ХХ века пошли по пути Достоевского. Федор Михайлович нам дается не для оценки, а для спасения. Он словно предвидел те вызовы, которые будут в ХХ веке. Его задачей было изобразить не внешние поступки, внешние действия, а невидимое, то есть жизнь духа, и это отнюдь не психология. Достоевский экспериментировал, соединяя разные жанры, разные типы литературы. Он впервые создал то, что стало для ХХ века главным – планетарное сознание, ощущение того, что мы все живем на планете Земля и все связаны.

А.Э. Еремеев:

– Обратите внимание, что мы говорим через полтора столетия. Дистанция увеличивается, это ХХI век. Во временном, историческом начале это может показаться и много, и мало. Дело в том, как мы читаем, насколько мы можем своей образованностью проникнуть в мир этого гениального писателя. Это большая проблема. Вопрос не в Достоевском, а в нас самих. Достоевский интересен для человека ХХ века, потому что ушло высокое читательское, аристократическое сознание людей ХIХ века. Он изначально был близок среднему классу, который искал высокую истину понимания мира, бога и себя.

А.В. Викторович:

– Люди все дальше уходят от своих корней. Это связано не только со сменой поколений, но и своеобразным круговоротом. Такое уже было, когда сознание людей менялось, а затем все возвращалось на круги своя. Наследие Достоевского, как никогда, может пригодиться нам, живущим в ХХI веке. Он ведь ещё в ХIХ веке предсказывал происходящее в ХХ веке, а сейчас можно заметить всё больше параллелей с ХХI веком.

Н.Т. Ашимбаева:

– Нужно понимать, что произведения Достоевского всегда были вне времени. Что самое важное – они всегда будут перерождаться вместе с новым поколением. В ХIХ веке его считали гением своего времени, в ХХ веке к этому прибавляются пророческие сказания, он – классик. Темы, поднимаемые им, всегда будут находить отклик в массах, всегда будут актуальны. Помимо этого, он умел правильно преподнести свои мысли без надуманных и высокопарных речей. Благодаря этому его могут читать все от мала до велика.

П.Е. Фокин:

Всякий раз, читая произведения Достоевского, мы вступаем на территорию самопознания. Помимо очевидной гениальности, Достоевский был наделен даром подлинного демократизма, он обращен к каждому читателю, каждый находит свое место в его мире, что-то открывает в себе, вступает с Достоевским в контакт, соглашается, спорит, доказывает своё. Достоевский дает читателю абсолютную свободу, призывая думать и делать выбор. При этом позиция Достоевского всегда очень определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно принимать ее.

- С точки зрения английского писателя и ученого Чарльза Сноу, Достоевский обладал даром тонкого понимания человеческой психологии, был наделен чрезвычайно богатым психологическим воображением. Интерес зарубежных читателей к творчеству русского писателя Достоевского не угасает на протяжении многих десятилетий. Чем оно привлекательно для иностранцев?

Е.А. Акелькина:

– Достоевского принято считать предтечей модернистов. Пока мы считали его романистом, никто и никогда не изучал всё наследие Достоевского, то есть не только романы, но и повести. Принято считать неудачей то, что не укладывается в «великое пятикнижие». И только сейчас мы говорим о том, что «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон» – это шедевры.

А.Э. Еремеев:

– Вся гениальность Достоевского заключается в том, что он увидел весь страх, весь ужас того, что произойдет с личностями на Западе. Погибель культуры или неумение вобрать всю глубину того, что было создано до этого. Это плебейство. Это страшное состояние «я», помноженного на «я», но отрицающее все, что было сделано до этого культурой, – это все то, что так страшно рассказал Достоевский.

А.В. Викторович:

– Конечно же, в произведениях Достоевского – сплошь и рядом русская душа. Многим зарубежным читателям будут непонятны проблемы наших реалий, но это лишь на первый взгляд. Сейчас Запад все больше становится похож на Советский Союз. В некоторых вещах, конечно, проявляет новаторство, а в некоторых откатился сильно назад. Поэтому, перечитывая произведения Достоевского, люди могут многое на себя проецировать. И, конечно же, многие вещи, заложенные Федором Михайловичем, выходят за рамки национальности и географической принадлежности. Ведь он всегда был за понимание целостного мира, а не отдельных государств.

Н.Т. Ашимбаева:

– Конечно, произведения Достоевского очень любят за пределами России. Он был новатор своего времени, модернист. Его взгляды актуальны до сих пор. Можно увидеть новые веяния в литературе, философии, но если проводить параллели, то всегда можно увидеть, как корни этих веяний растут от наших русских писателей, в особенности от Достоевского. Благодаря именно русским писателям многие за рубежом знакомятся с Россией. Достоевский всегда писал понятным языком, буквально для среднего класса. Поэтому даже в переводе его проза понятна и легко откладывается в умах людей.

П.Е. Фокин:

–  Мир Достоевского драматичен, и люди с художественно отзывчивой душой невольно тянутся к нему, порой не замечая скрытых под покровом гармонии бездн хаоса. Достоевский бесстрашно взирает на хаос бытия, отыскивая следы утраченной гармонии и веря в возможность ее восстановления. На Достоевского откликаются души беспокойные, сомневающиеся, ищущие. Достоевский нужен человечеству. Я сам, занимаясь изучением творчества Достоевским, читая и перечитывая его произведения, восхищаясь и удивляясь ему, всегда нахожу что-то новое для себя. Так же реагируют и зарубежные читатели. Они всегда могут увидеть в произведениях писателя нечто важное для себя.

- Что важное и ценное могут почерпнуть в произведениях Достоевского молодые граждане России, пока поверхностно знающие его творчество?

Е.А. Акелькина:

-– Достоевский – самый не наивный классик ХIХ века. Потому что у него нет прекраснодушных иллюзий, что завтра наступит золотой век и человек или человечество изменится. Его тексты направлены на то, чтобы помочь человеку в его самосозидании. Достоевский не внушает свои идеи, он, играя, казалось бы, парадоксами, совершенно невероятными приемами заставляет увидеть многоразличие мира. Его игры со временем, его парадоксальность, его использование философского вымысла – это сегодня то, что, как никогда, востребовано.

А.Э. Еремеев:

– Мы – другие, иной, другой мир. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И как бы там ни было, мы – другие. Мы действительно создали ту культуру, тот ХIХ век и продолжаем создавать то, чего не смогла сделать английская культура. Если потеряем Достоевского, потеряем столько в себе, потеряем ту путеводную нить, которой должно следовать наше национальное сознание.

А.В. Викторович:

– Как я говорил ранее, мы все дальше уходим от своих корней. Очень важно сохранить те традиции, те важные вещи, которые заложены в нас предками. Важно помнить историю и оставаться теми, кто мы есть. Произведения Достоевского в этом помогут. Неважно, в каком возрасте читать его литературу, каждый раз можно открывать новые грани. На примере «Преступления и наказания» можно это легко описать. Можно понимать поступок Раскольникова, будучи подростком-максималистом, а можно его осуждать и встать на сторону старухи-процентщицы, будучи старцем. Это простой пример, а сколько всего интересного и сложного можно и нужно открыть ещё…

Н.Т. Ашимбаева:

– Молодые люди с легкостью откроют новые грани в себе и в окружающем мире. Сейчас в наш музей приходит много юношей и девушек, интересующихся творчеством Достоевского. Даже те, кто приходят с экскурсией и мало что понимают, потом возвращаются… Думаю, это очень показательно. Конечно, у каждого человека свои вкусы, предпочтения и взгляды, книги мы подбираем именно так. Но хотя бы одно произведение Достоевского найдет отклик в душе каждого читателя.

П.Е. Фокин:

– Меня поражает невероятная сосредоточенность Достоевского на решении поставленной им еще в юности задачи познания тайны человека. Когда ему было всего 17 с половиной лет, он написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать». Он не отступал от этой цели на протяжении всей жизни, невзирая на драматичные обстоятельства. Даже на каторге, в окружении преступников он изучал тайны человеческой души. «Мертвый дом» стал для него не только страшным испытанием, но и школой, из которой он вышел с обновленным знанием жизни. Достоевский являет поразительный пример неотступного сохранения верности своей миссии. Даже исступленно играя в рулетку и переживая тяжелейшие припадки болезни, он постигал тайну человека и его предназначение. Поэтому можно сказать, что Достоевский всегда был близок каждому читателю, а значит и понять его могут буквально все.

- Какое произведение писателя для вас наиболее дорого?

Е.А. Акелькина:

– Очень люблю раннее, самое светлое произведение «Белая ночь». Из романов, а Достоевский собирался написать целый цикл, но не успел, – «Братья Карамазовы». Ну и, конечно, «Сон смешного человека».

А.Э. Еремеев:

– Если говорить, о самом трагическом произведении, которое открыло мне всю трагедию ХХ века, то, конечно, «Бесы». Самое же большое количество вопросов, что в раннем возрасте, что среднем, что сейчас, всегда возникало при чтении «Братьев Карамазовых». 

А.В. Викторович:

– Назову «Сон смешного человека» с его невероятными афоризмами и философскими высказываниями. И, конечно же, «Бесы» и «Село Степанчиково и его обитатели».

Н.Т. Ашимбаева:

– «Бесы» – произведение, которое будет актуально и интересно всегда. Познакомилась с ним в студенчестве, до сих оно остается самым важным для меня.

П.Е. Фокин:

– «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Белые ночи», эти четыре произведения – самые ценные для меня.

 

Иллюстрация: stihi.ru                        Вопросы задал Игорь Жидков.