19.11.2021

«Французский вестник…» как перепев

191152021.jpg

Вчера в России прошла премьера фильма американского режиссера Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан».

Андерсон – поистине удивительный режиссёр. Он создает фильмы, которые находятся на границе артхауса и «попсового» кино. В первую очередь, он стал известен благодаря своему визуальному стилю. Его фильмы насыщены красками, радуют визуальными находками и потрясающе звучат. При этом не исключено, что стиль режиссёра не всем зрителям может прийтись по нраву. Так или иначе, снятые им фильмы стали классикой мирового кинематографа: «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники», «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт». И «Французский вестник…» претендует на статус классической ленты, правда, с некоторыми оговорками.

Сюжет фильма разделен на три новеллы. Каждая из них представляет отдельное произведение, отличающееся от других жанром и визуальным стилем. Первая часть повествует о художнике, что отбывает тюремный срок, а его музой является надзирательница. Этот отрывок получился комедийным, отразил лучшие юмористические приемы, характерные для Андерсона. Второй отрывок рассказывает о студенте, который приглашает людей на митинг. В третьей новелле предстает комиссар, сына которого похитили. Эта новелла пропитана атмосферой классических триллеров, хотя оригинальный сюжет создать не удалось.

Конечно, можно было бы отметить скудость сюжета, слабую связь новелл… По правде сказать, каждый фильм Андерсона не отличается продуманностью сюжетных составляющих. Во всех картинах постановщика на первом месте – визуальное наполнение их. И во «Французском вестнике…» режиссер удивляет зрителей. Во-первых, каждой новелле свойствен оригинальный стиль: черно-белое «квадратное» кино, монохромный объектив, буйство красок... Во-вторых, в каждом кадре можно наблюдать идеальную симметрию и централизацию.

И все же фильм может быстро наскучить: трудно или невозможно наполнить статичный кадр динамикой. Зрителям вполне может наскучить однообразный визуальный подход.

 

Зато зрителям, наверное, не наскучат известные актеры. Фильмы Андерсона всегда были, так сказать, домом для большого количества именитых актеров. Ненадолго появляется на экране Эдвард Нортон, а исполняет роль потрясающе. Главными же действующими лицами стали персонажи, изображенные Бенисио Дель Торо, Эдрианом Броуди и Тимоти Шаламе. Актеры раскрывают разные грани творчества. Отдельно хочется отметить Шаламе, который находится, кажется, на пике популярности. Его игра сочетает, если можно так сказать, детскую наивность и крепкую стойкость. И остальные актеры радуют игрой, изображая, как всегда бывает в фильмах Андерсона, запоминающихся карикатурных персонажей.

Лента, правда, имеет серьезный недостаток, являясь повтором всего созданного режиссером ранее. Конечно, фильм вобрал его лучшие находки, переработанные в новых реалиях. Однако… Например, известный режиссер Квентин Тарантино, собирая годами лучшие части своих картин, постоянно заигрывает со зрителями, добавляет новое или, наоборот, высмеивает собственные клише. Андерсону, видимо, кажется, что он нашел идеал, следует ему безукоризненно, не пытаясь что-то исправить или добавить оригинальное. «Французский вестник…» выглядит и звучит потрясающе, но воспринимается как нечто вторичное на фоне предыдущих работ режиссера.

 

Иллюстрации: kinopoisk.ru                                 Игорь Жидков.