12.12.2021

Человек, нашедший Россию

image029.jpg

      Сегодня исполняется 255 лет со дня рождения российского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Корреспондент «Слова» беседовал с исследователями его творчества – кандидатом филологических наук, старшим преподавателем факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александрой Романовной Акчуриной, кандидатом филологических наук Натальей Михайловной Сергеевой (г. Кемерово), Анной Юрьевной Тираспольской, доцентом кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

    – В предисловии к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин отмечал, что «с охотою и ревностию» посвятил 12 лет, «лучшее время» жизни, «на сочинение восьми или девяти томов», находил истинное удовольствие в самом труде и имел надежду быть полезным, то есть «сделать российскую историю известнее для многих». Эта цель была реалистичной или иллюзорной?

    А.Р. Акчурина:

   – Боюсь, что не смогу дать экспертного ответа на этот вопрос, так как сфера моих научных интересов – журналистская деятельность Карамзина.

    Н.М. Сергеева:

     – Учитывая популярность данного произведения до сегодняшнего дня, очевидно, что цель была реалистичной. Например, книга Николая Полевого «История русского народа», написанная в противовес «Истории государства Российского», успеха не возымела.

    А.Ю. Тираспольская:

     – Цель, поставленная Карамзиным, была вполне реалистичной. Это подтверждает следующий факт: когда вышли тома «Истории...», среди образованных людей, современников Карамзина, нашлись как горячие поклонники, так и суровые критики его труда, разгорелись жаркие споры, но равнодушным не остался никто.

     – Русский историк и издатель М.П. Погодин при открытии памятника Н.М. Карамзину в Симбирске в 1845 году сказал, что его заслуги «относятся к языку, словесности, истории». На ваш взгляд, Карамзин проявил себя в большей мере как писатель или историк?

      А.Р. Акчурина:

    – Не ограничивалась бы в оценке его вклада в развитие отечественной культуры лишь литературой и историей. Очевидно, что Карамзин мог бы стать выдающимся российским деятелем, даже если бы ограничился лишь одной из перечисленных сфер. Если говорить о его вкладе в развитие российской журналистики, то он поистине значителен. Карамзин участвовал в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума», стал создателем «Московского журнала» – первого рубрицированного литературного журнала, где имелись отделы театральной и литературной критики, библиографии. Он же издавал несколько альманахов («Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности»), где публиковались произведения большинства известных авторов эпохи. Наконец, именно Карамзин стал основателем издания нового типа – общественно-политического журнала «Вестник Европы», который определил развитие журналистики в стране в первой четверти XIX века. В области литературы Карамзин стал главным выразителем сентименталистских взглядов, а «Бедная Лиза» – революционным произведением конца XVIII столетия. Значительно модернизировал Николай Михайлович и литературный язык, с одной стороны, обогатил его, а, с другой, – сделал проще. Карамзин подготовил почву для А.С. Пушкина, если говорить о реформировании русского языка. Наконец, в области истории Карамзин проявил себя уже не как романтичный литератор, а как зрелый исследователь, при этом сделал такую трудную материю, как история России, доступной для широкой читательской аудитории. Можно даже сказать, что заслуги Карамзина в разных сферах – это совершенно определенные вехи его развития не только как творческого деятеля, но и как личности.

     Н.М. Сергеева:

      – На мой взгляд, Карамзин являлся больше писателем, нежели историком: при описании каких-либо исторических фактов Николай Михайлович руководствовался красотой языка, меньше всего стремясь делать умозаключения, исходя из описываемых им событий. Также он провел реформу языка, ввёл множество неологизмов. Вместе с тем нельзя отрицать ценность его научных исторических трудов.

      А.Ю. Тираспольская:

       – Думаю, эти два направления деятельности Карамзина не очень корректно сравнивать. Скажу так: творческая жизнь писателя разделилась на два больших и очень важных периода: художественное творчество до начала работы над «Историей...»; работа над «Историей...». Вклад Карамзина в отечественную историографию трудно переоценить. Но если бы не было первого периода творчества писателя, его кропотливой работы над новым художественным словом, новым языком, принципиально новой прозой, не похожей на ту, которую развивали его предшественники, уверена, не было бы и «Истории...», по крайней мере, в том виде, в каком её создал Карамзин – зрелый писатель и журналист, критик.

     – Как считал А.С. Пушкин, древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Творчество Карамзина остается интересным для читателей. Чем привлекательны для наших современников его труды? 

     А.Р. Акчурина:

      – Если позволите, и в ответе на этот вопрос больше прокомментирую журналистскую деятельность Карамзина. Главный принцип Николая Михайловича в журналистике и литературе сформулирован как «развлекая, просвещать». Карамзин никогда не ставил главной целью угодить публике, всегда стремился привнести новое, сообщить ценную и полезную информацию, а также дать дорогу молодым перспективным авторам. Мне кажется, что современным журналистам не помешало бы порой брать на заметку данный принцип – не только идти на поводу у аудитории, но и воспитывать ее, прививать хороший вкус. Еще один принцип, которого придерживался Карамзин, – не вступать в активную полемику и избегать яростной критики. Сейчас люди легко критикуют и оскорбляют друг друга, в онлайн-среде это особенно принято. Хочется верить, что люди также наберутся смелости говорить друг другу и приятные вещи или, по крайней мере, выражать критику конструктивно.

     Н.М. Сергеева:

     – Помимо писательского и исторического значения, как и многих коллег, меня в творчестве Николая Михайловича привлекает идея патриотического воспитания читателей.

     А.Ю. Тираспольская:

     – Если речь идёт об истории, в первую очередь, на мой взгляд, основательностью. И, разумеется, честностью позиции автора, что в наши дни редко встретишь.

     – Какое произведение Карамзина произвело на вас наибольшее впечатление?

      А.Р. Акчурина:

      – Мое любимое произведение Карамзина – «Письма русского путешественника», в особенности парижские главы. Собственно, когда-то именно это произведение и стало причиной моего научного интереса к писателю. Очень люблю путешествовать, а XVIII век для россиян стал в этом отношении открытием. Можно сказать, тогда путешествия в стране стали популярным трендом, многие дворяне отправлялись в заграничные поездки и описывали впечатления в письмах родным и мемуарах. Подобных литературных памятников довольно много, однако именно «Письма…» отличаются пронзительным лирическим настроением, четкостью и верностью деталей, подробными описаниями мест и национальных характеров. Поразительно, что Париж, один из моих любимых европейских городов, в описании Карамзина мало уступает ныне существующему образу – мастерство писателя, умеющего выхватывать живые и актуальные подробности, проявилось и здесь. 

    Н.М. Сергеева:

     – Любимым произведением Карамзина остается «Бедная Лиза»: книга получила популярность еще в прошлом веке, до нынешнего дня остается актуальной. Это предостережение для молодых особ, которые идеализируют возлюбленных, ставя любовь выше всего. Эта книга должна быть обязательной для прочтения девушками.

     А.Ю. Тираспольская:

      – Как у исследователя творчества Карамзина у меня почти нет «любимчиков» среди его произведений: каждое из них самобытно, интересно, правдиво, взывает к душе читателя, причём по-разному. Мне больше всего нравится неоконченная повесть (или роман, увы, мы этого никогда не узнаем) под названием «Лиодор» (1792). В ней Карамзин впервые попытался написать исповедь сына века: российского дворянина, получившего европейское воспитание, при этом горячо любящего своё отечество, всем сердцем болеющего за судьбу России, не вполне понимающего её и, судя по всему, не очень понимающего, как в ней жить.

Иллюстрация: А.Г. Венецианов.

Портрет Н.М. Карамзина                                 Беседу вел Арман Сарсенбаев.