22.12.2021

Дивно музыка звучала

22122021.jpg

В последние месяцы 2021 года в Омске состоялись концерты, отразившие особенности регионального культурного процесса. Мастерством блеснули российские и зарубежные музыканты.

В начале октября перед омичами выступил Красноярский симфонический оркестр. В начале концерта сибиряки исполнили композицию венгерского композитора Золтана Кодая «Танцы из Галанты». Почему оркестр обратил внимание на творчество этого композитора, менее известного, чем его соратник, классик музыки Бела Барток? В начале ХХ века Кодай был известен как собиратель народных мелодий. В основу сочинения «Танцы из Галанты» легли воспоминания автора о годах жизни, проведенных юным Золтаном в венгерском городке Галанте, ныне находящемся на территории Словакии. Музыкантам из Красноярска удалось передать атмосферу неспешной жизни уютного провинциального городка, колорит венгерского фольклора…

Затем оркестр исполнил сюиту вальсов из оперы Р. Штрауса «Кавалер розы». Эта опера почти неизвестна россиянам (впервые поставлена в Ленинграде в 1928 году, позднее – только в московском Большом театре в 2012 году), популярна в основном в Европе и США. В заключение концерта оркестр исполнил симфонию № 9 ми минор «Из Нового Света» чешского композитора Антонина Дворжака. Это лирико-драматическое произведение, которое композитор создал, находясь в США, основано на музыке этой страны. Оркестр отразил фольклорные мотивы, которыми наполнено произведение композитора: в 1893 году в интервью газете «Нью-Йорк геральд» он признал, что «создал свои темы, основываясь на особенностях индейской музыки».

В конце октября Омский симфонический оркестр представил публике концерт «Венский блеск». В начале его исполнена академическая фестивальная увертюра, сочинение 80 немецкого композитора Иоганнеса Брамса, затем музыкант Токийского симфонического оркестра Седзе Цумори солировал на сцене в концерте для трубы с оркестром австрийского композитора И. Гайдна.

В завершение концерта оркестр исполнил симфонию № 9 до мажор австрийского композитора Ф. Шуберта. Внимание оркестра его творчеству обосновано: Шуберт, ценимый в мире как одни из основоположников романтизма в музыке, является автором нескольких сотен вокальных композиций на слова Шиллера, Гете, Гейне, девяти симфоний. Оркестр отразил героико-эпические тона сочинения.

Если в октябре было уделено внимание творчеству композиторов, проживавших в столице Австрии, то в ноябре Омский симфонический оркестр исполнил музыку, сочиненную во Франции. Дирижировал гость из столицы Ю. Медяник. Исполнены произведения французских композиторов, в том числе симфонический триптих «Море» К. Дебюсси. Дирижер счел уместным соединить в одном концерте исполнение симфонических произведений и мелодий из кинофильмов.

          В декабре в Омском органном зале представлена литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения русского писателя и философа Федора Михайловича Достоевского «Огонь, зажигающий душу». Всё – атмосфера, царившая в зале, выход вокалистов на сцену, музыка – было пропитано духом творчества писателя. В качестве автора сценария и ведущего предстал перед слушателями Сергей Белоусов.

В центре повествования – сюжет рассказа «Сон смешного человека». Помимо повествования через вокал, слушателям представили и повествование через музыку, что помогло им воспринять знакомую историю под новым углом. Порой вокалистки затихали, и музыка занимала главенствующую позицию, очаровывая слушателей... Интересное сочетание классического рассказа, вокала и музыки породило, наверное, у многих желание перечитать оригинал…

       Нельзя не приветствовать стремление красноярских и омских оркестрантов расширить представления сибиряков о музыкальной культуре европейских стран, ознакомить их, в частности, с малоизвестными в России произведениями. Это тем более важно, что в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией возможности организации концертной деятельности невелики. Существуют санитарные ограничения, некоторые музыканты опасаются гастролировать. Ценители искусства доброжелательно настроены к российским и зарубежным деятелям искусства, выступающим на сценах Омска, и, вероятно, понимают, что преждевременно ожидать в данных условиях развития музыкального процесса гигантскими темпами.

 

Иллюстрация vk.com/om_fil                                   Игорь Жидков,                  

                                                                            Вера Солонова.