08.02.2022

«Крик» неуместен в «Аллее кошмаров»

Первый месяц 2022 года встретил киноманов неоднозначными картинами. С одной стороны, вышли смешная в своей абсурдности комедия и жуткий в своей абстрактности детектив, а c другой стороны, – обыденный ремейк классического слешера как поджанра фильмов ужасов и странный феминистический боевик.

…Вышедший на экраны в 1996 году фильм «Крик» возымел невероятную популярность. При бюджете в 14 миллионов долларов он заработал более 170 миллионов долларов. Не удивительно, что за прошедшие 25 лет сняты «Крик 2», «Крик 3», «Крик 4». Вышедший в минувшем январе фильм «Крик» является продолжением и плавным перезапуском франшизы.

Картина рассказывает о подростках, которые попадают в поле зрения маньяка. Чтобы выжить, им предстоит встретиться с героями оригинальной картины, раскрыть секреты города Вудсборо и одолеть преследователя... Первый фильм «Крик», по сути, реконструировал жанр слешера, предлагал зрителям познакомиться не с характерным для подобных лент бессмертным злодеем, а с умным и расчетливым персонажем. В картине же этого года заметны внимание создателей к мелочам и в то же время полная бестолковость происходящего на экране. С самого начала зрителей интригуют новым злодеем, показывают знакомые места, звучит оригинальная музыка. И на экране появляется «старая гвардия»… И возникают проблемы. Герои прошлого знают о надвигающейся опасности, кажется, представляют, кого скрывает маска, но ведут себя противоречиво…

Новый состав персонажей крайне блеклый. Создается ощущение, что это понимали режиссёры и сценаристы. Пожалуй, можно выделить только персонаж, образ которого воплощен на экране Джеком Куэйдом: Ричи Кирш хоть и не выглядит героем, но совершает логичные действия, пытается воззвать к разуму остальных персонажей.

В остальном фильм не интересен, не интригует, банально снят, сюжет ясен с самого начала, музыка не завораживает. Звучат удачные шутки... Но будем честны: если говорят, что главное достоинство фильма ужасов – шутки, это неотразимый комплимент?

08022022.jpg

Где не возникает сомнений в уместности шуток, так это в комедии «Лакричная пицца». Фильм поставлен Полом Андерсоном. Он проявляет себя как невероятный драматург. В его картинах прослеживается сильная драматическая линия, которая хорошо прописана и приводит к логичной кульминации. «Лакричная пицца» не стала исключением.

Взгляд режиссёра на мир специфичен и многим может прийтись не по душе. Его фильмы неоднозначны, всегда находят отклик среди зрителей и критиков. Андерсон умеет грамотно расставить акценты, в его картинах важную роль играют декорации, антураж, одежда, музыка… Можно отключить звук и понять все, что происходит на экране. В «Лакричной пицце» он использует свои лучшие приемы, добавляя абсурдного юмора. Это не на руку картине. Отключать звук не стоит: важно слушать и понимать контекст. Юмористический вкус Андерсона специфичен, многие могут не понять его шутки, но они не оставят никого равнодушным. Абсолютно банальная история приводит к катарсису там, где не ждешь его. Фильм похож на картину 2018 года «Под Сильвер-Лейк». Правда, там запутанный сюжет приводит к запутанной концовке, а у Андерсона простая, на первый взгляд, история, раскроется как сложная и многогранная…

08022022-2.jpg

Пока гениальные постановщики пытаются продумать каждую деталь своих фильмов, другие выпускают «Код 355». Этот странный фильм снят непонятно для какой аудитории. После лент «Миссия невыполнима: протокол фантом», «Не время умирать» и «Джона Уика» смотреть «Код 355» стыдно.

Фильм рассказывает о пяти агентах из разных стран, которые вынуждены объединиться в борьбе против общего врага. В ленте собраны всевозможные клише: представительницы разных стран проявляют банальные характеры, главный злодей карикатурен, не обходится без предательства. И происходит привычное для зрителей нажатие красной кнопки за секунду до взрыва… Знакомо? В ленте «Не время умирать» было действительно боязно за героя, его жизнь висела на волоске, мотивы действий персонажей были понятны, а финальный эпизод прошибал слезу: какая постановка, какая актерская игра... Картина «Миссия невыполнима: протокол фантом» нарушала устоявшиеся в шпионских боевиках шаблоны, демонстрировала ситуации, в вероятность которых зритель верил, и даже не выставляла представителей других стран идиотами. «Джон Уик» предлагает новый уровень экшена, упор на сюжет в боевике, невероятную проработку боевых сцен, отличную актерскую игру, мотивированных героя и злодея.

В «Коде 355» все наоборот. Картина плоская, скучная. Дело не в том, что главные персонажи – женщины: есть отличные фильмы, в которых заняты исключительно представительницы прекрасного пола. Но почему в «Коде…» мужчины выставлены либо дураками, либо пушечным мясом? Фильм едва ли представляет какую-то ценность...

08022022-3.jpg

К счастью, о другой недавней премьере, картине «Аллея кошмаров», нельзя сказать, что она пустая. Режиссер Гильермо дель Торо представил общественности картину, которая, конечно, лентам «Форма воды» и «Лабиринт Фавна» немного проигрывает. Но лишь немного…

Стэн и Лили, мошенник и психиатр соответственно, объединяют усилия, чтобы обманывать людей, притворяясь фокусником и его ассистенткой. Они предлагают простодушным людям чтение их мыслей. Пока Стэн мастерски отвлекает публику актёрской игрой, Лили изучает внутренний мир людей и передает информацию Стэну…

Создается ощущение, что режиссер, посещая в детстве ярмарки, чего-то боялся, давал волю воображению, и давние образы перенесены им на киноэкран. Главным героям встретятся удивительные создания, которые, на первый взгляд, и выглядят устрашающе, а на деле раскрываются как многогранные персонажи. Дель Торо удается сочетать чудаковатый стиль повествования с показом реальности и драмой. А ведь помимо визуального ряда зрителя ожидает запутанный детектив. Финал ленты точно удивит его, а это редкость в современном кино.      

   Режиссёр продумал сочетание картинки и музыки: всё будто кружится в танце. Усиливают эффект воздействия истории на зрителей актеры Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Тони Коллетт и Уиллем Дэфо, создавшие отличный ансамбль. Так или иначе «Аллея кошмаров» – одна из лучших картин за последнее время.

 

Иллюстрации: kinopoisk.ru                                       Игорь Жидков.