11.02.2022
…И гильзу сыщик отыскал
Вчера в российский прокат вышел фильм «Смерть на Ниле» по одноименному роману английской писательницы Агаты Кристи.
«Смерть на Ниле» является продолжением картины «Убийство в «Восточном экспрессе», снятой в 2017 году. Режиссёр – Кеннет Брана, он же исполнил главную роль в ленте, автор сценария – Майкл Грин.
Завязка фильма дословно следует первоисточнику, в деталях представляя персонажей, место действия и преступление. Всё, что происходит далее, – расследование, частично основанное на книге, в большей мере описанное по-новому: интрига должна быть сохранена до конца картины. Недоумение вызывает разве что сюжетное ответвление, посвященное непревзойденным усам сыщика Пуаро.
Образ Эркюля Пуаро в исполнении Кеннета Браны – именно тот сыщик, который описан в книге Кристи. Ему свойственны черты джентльмена, одаренного детектива, хитрого тактика и гениального стратега.
Остальные персонажи создают скорее фон для Пуаро. Конечно, со своей ролью каждый актер справляется. Эмоции, выражаемые персонажами, не выглядят карикатурно, что порой присуще фильмам данного жанра. Особенно привлекательны актеры Галь Гадот и Арми Хаммер.
Впрочем, зрителей может не порадовать сюжет. Интрига, как и в первом фильме, сохраняется до конца ленты и может удивить неискушенного кинолюбителя. Повествованию скорее не хватает деталей в постановке: картина детективного жанра хороша, если позволяет зрителю быть участником расследования, порционно подает ему информацию и обсуждает дело вместе с детективом. В первый фильм были удачно вплетены монологи Пуаро, благодаря которым, кажется, был установлен контакт со зрителем, который будто мог подсказать сыщику выход в сложной ситуации. Например, в фильме «Семь» Дэвида Финчера роль зрителя исполнял напарник (Брэд Питт) детектива (Морган Фримен). В ленте «Смерть на Ниле» представлено, так сказать, нечто среднее. Пуаро взаимодействует с другими персонажами, излагая ход расследования в монологах, но в итоге получается путаница. Зритель не содействует расследованию, а наблюдает за ходом действия, как будто оказывается не за рулем автомобиля, а всего лишь на заднем сиденье…
К тому же создатели картины будто специально скрыли от зрителей важную информацию о происходящем на экране. В одном из эпизодов произошла неразбериха, персонажи решили, кто убийца, началась драка… Но Пуаро успокоил действующих лиц, сказав, что видел подозреваемого персонажа, хотя в самой сцене, которую описывает сыщик, зритель ничего подобного не наблюдал… И так во всем. То Пуаро находит какую-то гильзу, которая появилась ниоткуда, то персонажи вспоминают некие абсурдные ситуации, хотя зрители ознакомились с ними ранее и убедились, что персонажи искажают содержание эпизодов…
Чего у фильма не отнять, так это его визуальную составляющую. Место действия – Египет – выглядит красочным. Работа оператора выразительна, а декораторы дополняют и без того великолепную картину. Легкие блестящие платья, строгие костюмы, на которых даже пуговицы имеют значение…
После первого фильма авторы проделали работу над ошибками. На сей раз место действия выглядит красочно в отличие от томного заснеженного вагона экспресса, продемонстрированного в первой ленте. Правда, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» отражено увлекательное расследование. Авторам картины «Смерть на Ниле» подобного эффекта достичь не удалось. Причиной этому служат неудачная постановка и отторжение зрителя как участника процесса расследования.
Иллюстрации: kinopoisk.ru Игорь Жидков.