12.02.2022

Звучал спектакль в трамвае

14022022.jpg

Вчера в трамвайных вагонах Омска прошла премьера экспериментального спектакля «Следующая остановка».

Этот аудиоспектакль приурочен к 85-летию с начала трамвайного движения в Омске. Путь начинается в трамвайном депо, где зрителей, а скорее слушателей, встречают гиды и подготавливают к началу действия. Людей рассаживают в новом трамвайном вагоне, оборудованном беспроводными, подавляющими шум наушниками. Как только состав начинает движение, слушатели становятся участниками постановочного процесса.

История – о молодом человеке Тарасе, попавшем в аварию, его душа оказалась в вагоне трамвая. Недолго он остается одиноким, ведь единственный пассажир Алиса все же видит его, она и послужит своеобразным мостом между миром потусторонним и миром живых. Протяженность маршрута составляет 10 километров, что эквивалентно примерно часу езды в трамвае. Всё это время и происходит действие.

С самого начала слушателей удивляет умение авторов использовать трехмерное пространство. Постановщики добились плавного перехода от издаваемых едущим трамваем звуков к заранее записанной программе. Иной слушатель невольно оборачивается: персонаж говорит то за его спиной, то рядом, то в другом конце вагона…

В истории фигурируют не только Тарас и Алиса, для часовой постановки достаточно действующих лиц. Звучит монолог героя о городе: представьте, как пассажир едет в трамвае, смотрит в окно, городские пейзажи сменяют друг друга, а рядом сидит поэт, который рассуждает о насущных проблемах. Слушатели не видят актеров, будто бы верят им на слово, но, видимо, упускают часть контекста. Слышно, как актеры обмениваются некими предметами, реагируют на события, но не видны их лица, телодвижения. Если бы постановка ограничивалась монологами и разговорами о городе, его достопримечательностях, о любви, то получилась бы отличная экскурсия. Создатели же замахнулись на полноценный сюжет, но увлекательное развитие персонажей, неожиданные моменты не представлены. Максимум – игра актрисы, исполнившей роль Алисы. В остальном слушателя скорее заинтересует техническая сторона спектакля.  

Каждая поездка слушателей спектакля в трамвае будет уникальной. Восприятие происходящего может меняться в зависимости от времени суток, присутствия сидящих рядом  с пассажиром людей и происходящего за окном. Здесь – как в лотерее: либо повезет, и все карты сойдутся, либо не повезет, и придется наблюдать диссонанс в каждом аспекте представления. Например, в дневное время может улетучиться романтика, проскальзывающая в отношениях героев, хотя днем монологи Тараса, возможно, более уместны. История, вероятно, привлекательно звучит в вечернее время. Но разговоры персонажей, напротив, соотносятся с созерцанием дневных пейзажей.

Может быть, постановка тем и интересна, что у каждого слушателя сложится о ней индивидуальное представление.  

            Фото: автор                                                       Игорь Жидков.