17.03.2022

Новая музыка исполнена в Омске

corigliano-album-cov.jpg

Вчера в Омске открылся VI фестиваль новой музыки, он продлится до конца марта этого года. Омский академический симфонический оркестр познакомит слушателей с «калейдоскопом новаторских идей и экспериментов». В первом концерте фестиваля солировал флейтист-виртуоз Максим Рубцов из Москвы.

Центральное место в концерте заняла симфония № 1 американского композитора Джона Корильяно. Примечательна история создания этого произведения. В конце 1980-х годов, потеряв нескольких друзей в результате эпидемии СПИД, он воспользовался опытом организаторов акции «Лоскутное одеяло», прошедшей в США: подобно тысяче одеял, которые являлись рукотворными памятниками, сотканными родными и близкими людей, умерших от болезни, возникло музыкальное мемориальное полотно. В симфонии четыре части, первые три посвящены друзьям Корильяно, умершим от болезни. В третьей части есть инструментальные диалоги, посвященные восьми друзьям композитора, также ушедшим от болезни.
Корильяно – известная в музыкальном мире личность, он сочинял музыку для кинематографа, является обладателем премии «Оскар» за музыку к фильму «Красная скрипка», нескольких премий «Грэмми». Композитор часто использует законы «киномонтажа», в его произведении можно обнаружить признаки двух жанров: фильмов-катастроф с характерным звучанием медных духовых инструментов, которые изображают трубы апокалипсиса, и фильмов ужасов.
Первая часть симфонии посвящена другу-пианисту, который больше всего ценил сочинение испанского композитора Исаака Альбениса «Танго». Вторая часть – тарантелла, третья посвящена виолончелисту, с которым композитор играл в юности дуэтом. Совместные импровизации не были утеряны: автор нашел записи и включил их в симфонию. Также прозвучали инструментальные реплики восьми других друзей, которые ведут «диалоги душ». Последняя часть – эпилог, послуживший долгожданным освобождением, успокоением после пережитых страстей, композитор представил образ мирового океана, волны которого бесконечны, всегда одинаковы и всегда разны…
Симфонию №1 исполняли 150 оркестров в разных странах мира. Российскую премьеру подготовил Омский симфонический оркестр, она состоялась в Москве четыре года назад в присутствии автора. Омичам посчастливилось ознакомиться с произведением американского композитора на открытии фестиваля.
Затем было исполнено произведение мальтийского композитора Алексея Шора «Вердиана». Интересна судьба автора. Алексей Шор – музыкант-самоучка, доктор математических наук. Музыка Алексея Шора невероятно проста, многим слушателям нравится. В концерте прозвучала «Вердиана» в трёх частях, это фантазия на тему мелодий из опер итальянского композитора Джузеппе Верди.
Первая часть «Il Sambatore» основана на материале, почерпнутом из «Трубадура» Верди. Вторая часть «Un Bossa in Maschera» – медленная босса-нова, соотносится с арией из «Бала-маскарада». Третья часть, виртуозно исполненная оркестром, – «Дон Танголетто», автором заимствовано значительное количество материала из других произведений Верди – «Дона Карлоса» и «Риголетто»…
Произведение «Dolor» российского композитора Андрея Рубцова отразило реакцию автора на одиночество, сопровождавшее его в условиях борьбы с пандемией коронавирусной инфекции и самоизоляции. Слово dolor существует в разных европейских языках и означает печаль, меланхолию. В исполнении произведения Рубцова участвовал редчайший инструментальный состав – флейта и смешанный хор. Солировал Максим Рубцов, пел камерный хор «Певчие».
В заключение концерта прозвучало произведение «Salve Regina» эстонского композитора Арво Пярта. Музыка Пярта проста и умна. Он предпочитает собственную композиторскую технику, которую назвал «тинтинна́були» (в переводе с лат. – колокольчики. – Прим. авт.), в её основе – минорная гамма. Пярт использует её элементы в строгих сочетаниях, за счет этого музыка композитора узнаваема. Произведение «Salve Regina» – это католическая молитва, посвященная Деве Марии…  

Фото: newmusic55.ru                                                                 Вера Солонова.