18.03.2022

И впрямь иллюзии утрачены

21032022-1.jpg

        Вчера в России состоялась премьера кинофильма «Утраченные иллюзии». Картина снята режиссером Ксавье Джанноли по мотивам одноимённого романа французского писателя Оноре де Бальзака из цикла «Человеческая комедия».

        Роман был впервые опубликован в 1843 году, а экранизацию «Утраченных иллюзий» переносили несколько раз, мировая премьера ленты состоялась только в сентябре 2021 года на Венецианском кинофестивале, а позднее она удостоена премии «Сезар». Видимо, яркое, вызывающее противоречивые чувства произведение Бальзака было послано судьбой Джанноли, чтобы он в свою очередь стал первым режиссёром, который представил на киноэкране Францию XIX века, охваченную бременем Реставрации. Режиссер – не новичок в кинематографе. Несколько фильмов Джанноли боролись за «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля: в 2006 году – картина «Когда я был певцом», в главной роли  − Жерар Депардье, в 2009 году – лента «Всё сначала». Эта картина, кроме того, была номинирована на кинопремию «Сезар» как лучший фильм и лучшая режиссёрская работа.

     И выходит фильм «Утраченные иллюзии», в котором также снят Жерар Депардье. Роль Люсьена Рюпампре сыграл Бенжамен Вуазен, который в его 25 лет уже был номинирован на премию «Сезар» как лучший многообещающий актер.

21032022-2.jpg

      Амбициозный провинциал, сын аристократки и аптекаря Люсьен Шардон де Рюпампре, герой романа, молод, хорош собой, обаятелен и умён. Не обделенный литературным талантом, Люсьен знает, что покорит сердца многих влиятельных людей, чтобы достичь выдающихся результатов. Однако в провинции, где он проживает, о таком и мечтать не следовало бы, поэтому только дорога в столицу приведёт его к успеху и счастью. Следуя за музой и мечтой в Париж, молодой человек оказывается в центре событий, интриг и манипуляций.

     В сцене, когда Люсьен Шардон пытается устроиться в редакцию французской газеты, слова Этьена Лусто (редактора газеты) показывают, каким на самом деле было мировоззрение многих людей во времена Реставрации, не отличающееся от современного. Лусто говорит Люсьену:  «А главное – мы не должны забывать о прибыли. Политика редакции проста: выдавать за правду то, что маловероятно!» Не правда ли, такой подход напоминает современные реалии?

       Решив, по какому пути следовать, Шардон поставил перед собой цель и достиг её: знакомство с влиятельными людьми дало ему шанс повысить свой статус среди элиты. Серьезные связи с похотливыми, жёсткими и безнравственными людьми кружат голову, он соглашается на необычные предложения, не упускает не единого шанса, чтобы обрести счастье и выстроить успешную карьеру, но осознаёт, что начинает терять свою сущность, свою индивидуальность. Люсьен оказывается в мире, в котором пресса нужна тем, кто хочет манипулировать массами.

     Режиссер Джанноли и сценарист Жак Фьески стремились передать атмосферу жизни Франции. Можно увидеть, насколько они влюблены в свое творение: детально продуманы костюмы персонажей, проведен строгий отбор мест их пребывания, актёры точно отражают поведение действующих лиц романа Бальзака. Картина о событиях XIX века яркая, красочная…

      Впрочем, иногда авторы фильма проявляют самостоятельность. Оправданна ли она? Некоторые сцены ленты жёстки и откровенны, чего нет в романе Бальзака, но такие моменты только усиливают впечатление от просмотра картины, их сложно воспринимать как проявления неуважения к писателю. Интересным в фильме является изображение функционирования редакции газеты: информация, представляемая в публикациях, имела определённый подтекст, который менялся в зависимости от заказчика. В ленте показано, что даже во времена Бальзака существовали фейковые новости, которые могли испортить жизнь одних людей и вознести других на пьедестал.

21032022-3.jpg

Фото: kinopoisk.ru                                           Мария Лунтовская,

                                                                          Александра Щеглова.