20.05.2022

Дуэль с клоном

      Вчера в России состоялась премьера фильма «Клон», снятого американским сценаристом и режиссером Райли Стернсом.

     …Женщина готовится к битве со своим клоном, задает вопросы о себе, оставляя их без ответов. Концепция создания клона, предлагаемая авторами ленты, как будто испытывает веру зрителей в индивидуальность и уникальность личности каждого из них. Фильм – это «двойная» история, хотя его ровный тон и холодные визуальные эффекты (оператор – Майкл Рэджен, монтажер – Сара Шапиро) пробуждают жутковатый интерес зрителей, авторы картины избегают исследования психологических и экзистенциальных последствий истории. Даже несмотря на великолепную игру Карен Гиллан, исполнительницы роли Сары, «Клон» производит странное впечатление.

       Действие фильма происходит, казалось бы, в настоящее время, но с учетом, так сказать, технологического усовершенствования: клонирование стало не просто возможностью, а реальностью. Глянцевая реклама «замены» человека клоном провозглашает этот процесс, как дело любви: если кто-то умрет, будучи молодым, рядом будет другой, готовый занять место ушедшего. Близким не нужно будет горевать. «Замены», как их называют, создаются из капли слюны, и клон проводит время с оригиналом в течение переходного периода, знакомясь с его жизнью, вникая в его симпатии и антипатии. Переход от оригинала к «замене» должен быть плавным.

      У Сары же, страдающей от загадочной неизлечимой болезни, все складывается иначе. Ее друг Питер (Бела Коале) и неодобрительно настроенная мать (Майя Паунио) – два человека, которые «имеют значение» в ее жизни. Сара хранит информацию о своей болезни в секрете и принимает решение создать «замену». Клон входит в комнату, да вот незадача: у «замены» – голубые глаза, в то время как у Сары – карие. Нет проблем, клон может использовать цветные линзы!

      Эта аномалия – предвестник грядущих событий. Клон проявляет амбиции, ставит цель стать лучше Сары во всех отношениях. Он смотрит на фотографию Сары и Питера в рамке и переворачивает ее лицевой стороной вниз, делает замечания по поводу того, что одежда Сары ей не подходит. Происходит неожиданное: мать предпочитает клон Саре. Однако вместо неизбежной смерти наступает ремиссия – болезнь по неизвестным врачам причинам уходит. При этом Сара оказывается вытесненной из собственной жизни.

      Избавиться от клона нельзя по закону, ведь «замена», оказывается, – самостоятельная личность, у которой есть мысли и чувства. Прекращение эксплуатации клона – длительный сложный процесс, заканчивающийся смертельной дуэлью между оригиналом и его «заменой». Сара выбирает этот путь и нанимает тренера (Аарон Пол), чтобы подготовиться к дуэли с двойником. Затем показана серия тренировок. Эти сцены забавны и специфичны, есть энергия, юмор и непредсказуемость…

     Между тем клон уводит Питера из-под носа Сары. Питер произносит ужасную речь о том, что «замена» лучше Сары. Она мечется, пытаясь вернуться в свою прежнюю жизнь… Но что замечательного было в той жизни? Карен Гиллан правдоподобна в обеих ролях – и взволнованной, эмоциональной Сары, и привлекательной самодовольной «замены». Хочет ли Сара быть похожей на клон? Чувствует ли «замена» зависть к Саре? Авторов фильма не интересует поиск ответов на эти вопросы...

     А Сара тренируется и тренируется, чтобы бороться с клоном. Есть сцена, где она и ее двойник встречаются со странной «группой поддержки» для людей, оказавшихся в похожей ситуации, и клон будто бы произносит речь о своих чувствах к Саре и их отношениях. Но зрители не слышат эту речь. Ее содержание Сара описывает позднее. Это странно. Авторы фильма будто бы держат зрителей на расстоянии, это создает ощущение дистанции, того, что некоторые пустоты в пространстве ленты не заполнены. В «Клоне» отражено немного событий. Напряжение истощается, гаснет зрительский интерес...

      В мысли о том, что по земле бродит человек, в точности похожий на кого-то, есть что-то пугающее. Еще более пугающей является мысль о том, что двойник может проникнуть в жизнь индивида, захватить ее. Что можно предпринять? В повести русского писателя и философа Ф.М. Достоевского «Двойник» двойник Голядкина однажды появляется в Петербурге, он обладает обаянием и социальными навыками, которых не хватает Голядкину. Откровенно говоря, двойник нравится читателям больше, чем оригинал, и с легкостью овладевает жизнью Голядкина. Это настолько сокрушительный опыт для Голядкина, что он сходит с ума. Кажется, что авторы «Клона» хотят учесть опыт русского писателя, но уклоняются от прямой конфронтации...

      В манере авторов фильма есть что-то неискреннее, отстраненное, маскирующееся под сатиру, но не вызывающее ни вопросов, ни эмоций большинства зрителей. «Клон» пытается исследовать интересную идею, но только бросает, так сказать, пиротехническую шашку, вынуждая зрителей щуриться от едкого дыма…

20052022.jpg

Иллюстрации: kinopoisk.ru                                      Анжелика Клинкова