26.06.2022

«Джейн Эйр» на новый лад

26062022.jpg

Вчера в Омском государственном драматическом «Пятом театре» прошла премьера мюзикла «Джейн Эйр. На краю бездны».

«Джейн Эйр» – классический роман английской писательницы Шарлотты Бронте, опубликованный в 1847 году. Книга занимает 10 место в списке 200 лучших романов по версии корпорации BBC. Первая экранизация осуществлена ещё в 1930-е годы. Всего экранизаций – десять, театральных постановок – неисчислимое множество. Максим Кальсин, режиссёр омской постановки, решил провести эксперимент и в очередной попытке представить классическое произведение воспользовался жанром мюзикла. Да не абы как, а с современными мотивами.

В центре сюжета – Джейн Эйр (актриса А. Федорова), девушка, потерявшая родителей, познавшая жестокость тёти и прожившая годы в приюте. Однажды она увидела объявление в газете: требуется гувернантка в поместье Торнфилд-Холл. Джейн, не сомневаясь, отправляется в это поместье и попадает в водоворот семейных распрей, любви, предательства…

С самого начала постановки зрителю дают понять, что перед ним – не обычная интерпретация классического романа. Периодически на сцене появляется актер, исполняющий роль рассказчика. Он разъясняет зрителям смысл происходящего на сцене в монологах. Впрочем… Зрителям надо быть начеку: дело в том, что рассказчиков – двое. Рассказчиков играют Егор Лябакин и Сергей Худобенко. Они выступают то ли от лица одного человека, то ли разных людей. Получается интересное размышление на тему раздвоения личности. Если же согласно замыслу постановщика рассказчиков всё же двое, то они сносно описали происходящее на сцене.

Актеры воссоздали на сцене характеры персонажей, их игра не вызывает нареканий (хореограф – И. Горэ), как и вокальная составляющая (хормейстер – В. Иноземцева). А музыкальная какова? Музыка удивила многих в зале (композитор – И. Сакаев). Судя по реакции людей, мало кто ожидал услышать современные мотивы в мюзикле. Хотя персонажи и пытаются выглядеть как люди, жившие в XIX веке, в конце эпохи правления короля Великобритании Георга III, рассказчики ведут себя, как наши современники, да и музыкальные композиции вызывают ассоциации с XXI веком. Режиссёр пытается показать современные проблемы через прошлое. Возникает диссонанс: декорация и наряды персонажей – под старину, а рассказчики и музыка – современные.

Уместно сказать: постановка настолько необычна, что становится интересной. Будь в эмоциях, выраженных персонажами, фальшь, будь хоть одна сцена неудачно поставлена, то у зрителей мог бы появиться повод для разочарования. К счастью, этого не случилось. Отдельные сцены надолго останутся в памяти зрителей: бал, признание в любви, призраки в полной тишине...

Мюзикл не оставит никого равнодушным. Режиссёр представил публике неоднозначную постановку, которую будут обсуждать театралы. При этом в мюзикле не отражены какие-либо иррациональные идеи, отсутствует напыщенный пафос. Авторы следуют первоисточнику, добавляя нотки современной проблематики.

 

Иллюстрация: afisha.ru                                        Игорь Жидков