23.07.2022

Поэт, критик, друг…

21072022.jpg

Сегодня исполнилось 230 лет со дня рождения Петра Андреевича Вяземского, русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста, государственного деятеля. В беседе о творчестве П.А. Вяземского участвуют доктор филологических наук, профессор Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеев, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова И.Е. Прохорова и кандидат филологических наук, доцент Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова К.С. Позднякова.

- Известны различные оценки творчества П.А. Вяземского. Русский поэт, драматург и прозаик А.С. Пушкин считал, что проза Вяземского чрезвычайно жива, он обладает редкой способностью оригинально выражать свои мысли. Поэт и переводчик В.Ф. Ходасевич писал в 1928 году, что нельзя забывать блистательных подвигов Вяземского на поприще эпиграммы – Пушкин и Баратынский были его учениками. Осторожнее отозвалась о произведениях Вяземского советский литературовед Л. Гинзбург. Она отмечала, что по своей художественной ценности творческое наследие Вяземского не может сравниться с наследием таких его современников, как Жуковский, Батюшков, Баратынский. Каким же было творчество Вяземского, поэта, критика, публициста, первого председателя Русского исторического общества, − блистательным или посредственным?

А.Э. Еремеев:

− В первую очередь Вяземский интересен как поэт. Как поэта его ценил в том числе Пушкин, он правил его стихи и подсказывал ему некоторые рифмы. Вяземский не прерывал отношений с Пушкиным до самой его кончины и был одним из его доверенных друзей. Если заглянуть в переписку Александра Сергеевича с Вяземским, можно заметить, что она в несколько раз больше, чем с любым другим его современником, в ней также можно заметить множество вольностей, они не стеснялись друг перед другом в выражениях, обсуждали множество ситуаций, в которые Пушкин вряд ли посвятил бы других. Мне кажется, что Пушкину нравился аристократизм Вяземского.

Вяземский, будучи достаточно крупным для своего времени литератором, сыграл значительную роль не только в поэзии, но и критике. Он имел гражданское мужество чётко выразить свою позицию после кончины Александра Сергеевича, и Жуковский написал очень жёсткое письмо императору Николаю I о том унизительном положении, в котором находился Пушкин в так называемом аристократическом обществе. Не был бы Вяземский в близких отношениях с Пушкиным, Жуковским, Батюшковым, Баратынским, с этими крупнейшими, выдающимися литераторами и поэтами, если бы не был сам достаточно крупным художником. Это та самая среда, которую не выбирают, которая органически образовывается, и поэтому принижать личность и художественный талант Вяземского было бы, на мой взгляд, делом постыдным, все эти люди дружили, чтили и понимали значительность Вяземского.

К.С. Позднякова:

− Безусловно, первое. Многие поверхностно изучают творчество Вяземского – это удручает. Ведь прелесть его произведений заключается и в истории самого Вяземского. Его сложный путь не только как поэта, но и как человека удивляет. Мы можем говорить о простоте его строк, банальных образах, а ведь чуть ли не за каждой буквой стоит тяжелая судьба. Гибель детей, потеря лучшего друга, уход из жизни его соотечественников... В каждом стихотворении отзывается боль.

Так же отзывается и радость. Он никогда не скрывал эмоций, что порой играло с ним злую шутку. Многие критики того времени не понимали его и порицали. Вяземский же в свою очередь не стеснялся их же критиковать, над ними откровенно подшучивать. Так мы можем наблюдать потрясающего поэта с тяжелейшей судьбой.

И.Е. Прохорова:

− Вяземский прожил очень длинную жизнь и был личностью, с которой можно было вести диалог, дружить и находить точки соприкосновения в выработке эстетики не только для читающей публики, но и для выдающихся литераторов эпохи, он сыграл определяющую роль в становлении русского романтизма. Поэтому сложно переоценить его вклад в культуру.

- В публикации о неизвестной статье Вяземского советский и российский литературовед Ю.М. Лотман подчеркивал, что он, размышляя о литературной критике, осуждает замену полемики любезными фразами. Советский литературовед В.С. Нечаева обратила внимание на то, что Вяземский с особым пылом отдался борьбе против консервативной «Беседы любителей русского слова» в защиту творчества Карамзина, Жуковского и их последователей. В то же время русский писатель и историк Н.М. Карамзин отмечал, что Вяземский – журналист природный, но что за излишняя горячность? Каково значение творчества Вяземского как литературного критика, полемиста?

А.Э. Еремеев:

− Ценю мысли, которые выразил Лотман, но говорить о том, что Вяземский осуждает замену полемики любезными фразами… Поверьте мне, в большинстве своём это был стиль того времени, в особенности 1820-х, 1830-х, 1840-х годов, когда мыслили и высказывались таким образом. Если взять в качестве примера гоголевские статьи, попробуйте понять ту эстетическую мысль, которую пытался донести Николай Васильевич. Но можно вспомнить, что определённые замечания и высказывания были на слуху и со стороны «любомудры» Ивана Васильевича Киреевского… Мнение Вяземского нельзя было стереть сейчас и тогда, оно было интересно не только читателю, но и всем тем, кто создавал литературу, критику. Мне кажется, нужно заново перечитать произведения Вяземского и понять, что он представлял не только для первой половины XIX века, но и что представляет для нас, читателей-современников.

К.С. Позднякова:

− Конечно, когда Карамзин говорил о том, что Вяземский – журналист природный и что он не лишен излишней горячности, опять-таки академический стиль мы можем увидеть не у каждого литератора. Вяземский демонстрировал другой стиль, другое понимание выражения своих мыслей, высказывался достаточно открыто, хотя в некоторых вещах был очень осторожным человеком. Есть интересные работы и монографии, посвящённые Петру Андреевичу, и исследования на этом не остановились, если пересмотреть его наследие, то можно сделать много интересных открытий.

И.Е. Прохорова:

− Были интересны полемические работы и статьи Вяземского, они читались, и его мнение было важно в тот период, когда философы, публицисты и литераторы делились на так называемых западников и славянофилов. Вяземский занимал интересную позицию, был почитаем и теми, и другими. В его работах можно найти массу интересных мыслей, он не зачёркивал достижения Запада и ценил все то, что связано с русской культурой.

- Российские исследователи обстоятельно изучают эстетическую программу Вяземского, его интеллектуальное наследие как русского мыслителя и общественного деятеля. Чем привлекательны взгляды Вяземского-мыслителя?

А.Э. Еремеев:

− Если говорить о взглядах Вяземского-мыслителя, призываю читателя, интересующегося русской литературой XIX века, открыть томик Вяземского и увидеть не только поэта, не только человека, близкого Жуковскому, Батюшкову, Баратынскому и Пушкину, но и крупную и достаточно выдающуюся личность, которая вобрала в себя XIX век, его размышления. Его взгляд на литературу мог бы наверняка заинтересовать читателя, и мы могли бы увидеть, что те мысли, что были выражены почти два века назад, и сегодня ценны.

К.С. Позднякова:

− Могу привести в качестве примера стихотворение Вяземского «Библиотека»:

«И вас здесь собрала усердная рука

Законодателей родного языка,

Любимцев русских муз, ревнителей науки,

Которых внятные, живые сердцу звуки

Будили в отроке, на лоне простоты,

Восторги светлые и ранние мечты.

Вас ум не понимал, но сердце уж любило:

К вам темное меня предчувствие стремило.

Непосвященный жрец, неведомый себе,

Свой жребий в вашей я угадывал судьбе».

Мы можем здесь увидеть яркое проявление мышления поэта, умение сочетать русское и европейское. Отождествлять себя со своим и чужим. В этом и заключается его уникальность – в раскрытии, понимании не только своей судьбы, но и судьбы каждого читателя.

И.Е. Прохорова:

− Очень важно помнить, что Вяземский был не только поэтом и критиком, он был другом, военным, врагом. Как раз-таки общие темы с Пушкиным, критика со стороны современников, постоянное преследование со стороны государства – это давало почву для размышлений. В его стихах отзывается боль народа, патриотизм, романтизм – это находит отклик среди людей. Вяземский во многом опередил время. Для него написать обыденный стих было непозволительно. Он желал узнать больше благодаря постоянному противостоянию: критика политики, высмеивание критиков. К тому же, очень показателен Вяземский-мыслитель именно через Пушкина. Между ними было больше писем, чем у Александра Сергеевича с кем-либо.

- Какое произведение Вяземского произвело на вас наибольшее впечатление?

К.С. Позднякова:

− Честно говоря, сложно ответить на данный вопрос. На творчество Вяземского необходимо смотреть комплексно. Тут вы цепляетесь за каждую строку и понимаете глубину его мыслей. Где-то прямо, где-то завуалированно. Можно долго рассуждать о «Молитве Ангелу-Хранителю», «Три века поэтов» или «Я слышу, слышу ваш красноречивый зов». Все его произведения работают в мельчайших деталях.

И.Е. Прохорова:

− «Фон-Визин» и «Старая записная книжка». Именно здесь очень четко прослеживается стиль Вяземского как мыслителя и поэта.

 

Иллюстрация: mvoznesenie.ru                             Игорь Жидков