18.08.2022

Манит покупателя сырный продукт…

Не откроем Америку, если скажем: для потребителя важно качество продуктов питания. Ему нелишне быть начеку: в магазинах можно увидеть продукцию низкого качества или такую, срок использования которой истек. Как не попасться в ловушку маркетологов и избежать покупки некачественного продукта? Где безопаснее делать покупки? Эти вопросы корреспондент «Слова» адресовал эксперту – инженеру по стандартизации и сертификации продукции Елене Липецкой.

− Как вести себя покупателю в магазине, чтобы не попасть впросак?

− Первое – это органолептическая оценка продукта. Заходя в магазин, выбирая товар, следует оценить внешний вид, состояние упаковки, не деформирована ли она, соответствует ли стандартам. Покупая булку хлеба, покупатель оценивает, правильной ли она формы, запечатана ли упаковка, присутствует ли маркировка. Если упаковка повреждена, вскрыта или имеет не соответствующую товару форму, то не стоит покупать его.

После оценки органолептических показателей обязательно следует обратить внимание на маркировку: состав продукта, наименование его производителя. Важны нюансы наименования, так, «молоко сгущённое цельное» − это не сгущёнка, а «йогуртный продукт», «сметанный продукт», «сырный продукт» не являются ни йогуртом, ни сметаной, ни сыром. Продукты с такими названиями вряд ли будут сделаны из молока так же, как «мясной продукт» − из мяса. Еще можно отметить: чем меньше срок годности продукта, тем вероятнее, что он изготовлен из натуральных ингредиентов, потому что увеличение срока годности достигается путём добавления консервантов, стабилизаторов.

− Как выбрать магазин, где не обманут?

− Не могу сказать, какому конкретному магазину доверяю. Но если рассматривать магазины, представленные в Омске, то точно не доверяю магазинам сети «Магнит», потому что в некоторых из них постоянно встречается что-то негативное: то срок годности продукта, предлагаемого покупателям, подходит к концу, то нет ценника, то стоимость товара, указанная на ценнике, не соответствует фактической, фиксируемой кассиром. Магазин этой сети иногда приходится посещать потому, что других вариантов нет поблизости.

− А в сетевых магазинах «Светофора» можно наблюдать грязные прилавки, разбросанные продукты…

− «Светофор» использует интересную модель продажи товаров, максимально снижает их стоимость за счёт отсутствия издержек на установку прилавков, это, по сути, – магазин-склад. Как ведут деятельность такие магазины, как «Светофор»? Там качественную продукцию есть шанс найти, но не уверена в этом, потому что такие магазины закупают продукцию следующим образом: ищут поставщиков, говорят, что готовы купить, например, банку консервов, допустим, за 20 рублей. И находятся поставщики, готовые предоставить продукт за 20 рублей, но качество его будет соответствующим… Покупатели должны понимать, что будет содержаться в банке за эти условные 20 рублей: от ожидаемого продукта может оказаться одно название на этикетке...

− Этикетки с указанием срока годности продуктов часто переклеивают в магазинах…

− К сожалению, дистрибьюторы так поступают, и это сложно распознать, пока не распечатаешь продукт. Иногда подменить этикетку невозможно: если молоко скисло, то этого не скрыть. А у товаров, упакованных незадолго до поступления в магазин, например, кондитерских изделий, можно заметить 3-4 этикетки, наклеенных одна поверх другой. Следует принять во внимание, что продукты с истекшим сроком годности далеко не всегда утилизируются, а перерабатываются в «низшие» сорта товара.

- Если говорить про гипермаркеты, например, сетей «Ленты» или «Ашана», для них важна репутация бренда...

− Не всегда принцип «дороже – значит качественней» работает. Возьмем, например, сетевые магазины, что могут себе позволить собственные торговые марки. Их задача – доставить потребителю качественный продукт по сниженной цене за счёт упрощения дизайна упаковки. Упаковка продуктов, предлагаемых крупными торговыми марками, довольно проста: белая бумага, минимум рисунков, мало цветных элементов. В оптовых масштабах это позволяет снизить себестоимость товаров, также можно отметить минимальную или отсутствующую рекламу подобных продуктов.

− В магазинах сети «Пятёрочки» можно заметить продукты, срок годности которых истекает, их продают со скидкой. Они не опасны для покупателей?

− Не все товары не пригодны к употреблению по истечении сроков их годности. Например, если срок годности продукта – 72 часа, то это не значит, что по истечении его товар считается испорченным. При определении срока хранения устанавливается усреднённая норма с неким запасом времени, в зависимости от продукта этот запас может колебаться от одних суток до недели. При реализации товара всегда есть временные погрешности, нормы формируются с учётом их. Приобретать продукцию с истекающим сроком годности стоит на свой страх и риск. Но если использовать ее сразу после покупки, то опасность минимальна.

− Стоит ли опасаться, что крупные магазины будут выставлять на прилавки продукты с истекшим сроком годности или репутация для них дороже?

− Насколько мне известно, нормы хранения в гипермаркетах соблюдаются строго. Из общения с торговыми представителями крупных брендов мне известно, что товар в подобных магазинах стараются изъять ещё до истечения срока годности, не пытаются продать со скидкой.

− В магазинах сети «Продукты Ермолино» и «Мясных лавках» компании «Сибирские колбасы» стоимость продукции может быть ниже, чем у конкурентов на рынке, при качестве товаров равном или более высоком. С чем это связано?

− Цена продуктов далеко не всегда ниже, чем стоимость тех, что предлагают покупателям конкуренты, но ее качество зачастую выше. Распространяя товары, не пользуясь услугами посредников, производитель получает возможность маркировать продукт самостоятельно, и хоть явных нарушений допущено, скорее всего, не будет, возможно умолчание о некоторых деталях. Так, на этикетке может быть написано, что мясо доставлено в магазин «сегодня в 7:50», но из-за отсутствия явно отслеживаемой цепочки поставок производитель может не указывать, как долго продукт ранее находился на складе, как долго доставляли его от места хранения до магазина. Обычно участники цепочки «производство-доставка-распространитель» составляют строгие отчёты, чтобы избежать ответственности в случае предъявления покупателями претензий к состоянию товара.

− Продукцию приготавливают и в самих супер- и гипермаркетах: супы, салаты, выпечку…

− Для их приготовления используют те ингредиенты, которые магазин продать не смог, излишки, продукты с подходящим к концу сроком годности или с незначительным браком. Это позволяет вместо затрат на их утилизацию получить возможность реализовать продукт, так сказать, в новой форме.

 

Иллюстрация: news2.ru                                                           Игорь Жидков