23.10.2022

Белов как классик русской литературы

23102022.jpg

     Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения русского писателя, поэта и сценариста Василия Ивановича Белова. На вопросы корреспондента «Слова» о творчестве писателя ответили доктор филологических наук, профессор Омской гуманитарной академии Е.А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеев, кандидат филологических наук Л.В. Широкова (г. Вологда)

      - Литературоведы считают русского писателя, поэта и сценариста Василия Ивановича Белова одним из крупнейших представителей «деревенской прозы». Русский советский писатель и общественный деятель Сергей Залыгин отмечал, что Белов традиционен глубоко, органически и последовательно, ему чужды литературные новации. Это мнение отражает высокую оценку творчества Белова или сожаление? 

      А.Э. Еремеев:

      - Белов – по-своему последний классик. Если рассматривать его как эпика в традиционном смысле, то не знаю, кого бы можно было поставить в один ряд с Беловым. Например, в повести «Привычное дело» есть персонаж Иван Африканович, который является истинно эпическим героем. И здесь можно видеть различные традиции: и чеховские, и шолоховские. Если говорить о том, что Белов сумел переработать в своем сознании и что создал, то это особое слово, которое по-своему качественно и ново. И это было в тот момент, когда русская литература находилась если не в регрессивном, то разломном начале перед так называемой перестройкой.

      Е.А. Акелькина:

      - Не согласна ни с Залыгиным, ни с названием «деревенщики». Все писатели и XIX, и XX века писали, прежде всего, о людях. А где они жили, в деревне или столице, не столь важно. Кстати, русский писатель А.И. Солженицын интересно говорил: мол, лучше таких писателей называть не «деревенщиками», а «нравственниками». И он совершенно прав, ведь писатели этой эпохи: и Трифонов, и Распутин, и Белов, и Астафьев – они не столько «деревенщики», сколько люди, которые писали о судьбе страны, вдруг из деревенской, сельской России очень быстро перескочившей в урбанистическую цивилизацию.

      Не соглашусь и с тезисом, что у Белова не было новаций. У него современное повествование. Например, в одном из его лучших рассказов, по моему мнению, «Весна» хорошо построены и повествование, и композиция. Они незаметны, когда человек читает, но автором достигаются все цели. Нет никаких приемов, которые выпирают, как сахар прошлогоднего варенья, как говорил русский советский поэт С.Я. Маршак.

     Л.В. Широкова:

      - Белов традиционно относится к писателям «деревенской прозы», однако, на мой взгляд, он выходит за пределы этой темы. Есть в его творчестве и произведения о городе: «Все впереди», «Воспитание по доктору Споку». Сам писатель тоже весьма осторожно относился к такому определению, как «деревенская проза». Насчет литературных новаций тоже  можно поразмышлять. Позднее творчество Белова  не умещается в рамки его же традиционной прозы: в них много черт публицистики, появляется жанр документального рассказа, явно звучит авторская позиция. 

      Вместе с тем особую любовь читателей снискали именно традиционные произведения мастера. Он возвращал уставшего от суеты  горожанина в мир привычной культуры, напоминал об уходящем родном мире русской деревни. Из уст Сергея Залыгина, который и сам был близок именно традиционной литературе, определение Белова как писателя глубоко традиционного, чуждого литературных новаций звучит скорее как признание высокого вклада Василия Ивановича в русскую культуру, ставит его в ряд  писателей-классиков. Именно они являются хранителями национального мировоззрения, народной культуры.

      - При написании этнографических очерков Белов использовал диалектизмы. Они уместны и придают каждому произведению индивидуальность или могут вызвать неприятие у части читателей?  

      А.Э. Еремеев:

        - Дело в том, что огромное количество художников орнаментальную лексику в творчестве употребляли. Тут и Горький со своими героями-делинквентами… Художник, знающий меру, обладающий внутренней писательской культурой, всегда найдет баланс между художественной лексикой и так называемой орнаментальной.

      Беловым представлены не столько диалектизмы, сколько лексика определенных слоев общества. И он привносит тот язык, на котором говорила та или иная часть народа. Белов относится к той когорте писателей, которая очень тонко чувствовала русский язык, умело пользовалась моментами, которые давали возможность услышать внутренние позывы, идущие от народного начала. Можно отдать дань не только Белову, но и создателю романа «Тихий Дон» М.А. Шолохову.

      Е.А. Акелькина:

      - Очерки Белова о народной эстетике «Лад» ˗ это попытка прославить ушедший культурный порядок жизни Русского Севера. Если так посмотреть, то «Лад» ˗ это не этнографические очерки. Белов писал о живом явлении – обрядовости Русского Севера – очень красиво, это не этнография, а нормальная художественная проза. В какой-то степени оплакивание этой культуры и тоска по ней.

       Л.В. Широкова:

        - Если пересчитать диалектизмы в прозе Белова, то выяснится, что их не так уж и много. Как писателя Василия Ивановича отличает безупречный вкус в выборе лексики. Его язык прост, понятен всем носителям языка, хотя, конечно, и самобытен. Вологодский говор включен очень аккуратно, он не затрудняет чтение, не требует постоянного обращения к словарям. Думаю, у ценителей литературы диалектизмы в прозе Белова не вызывают отрицательных эмоций и не затрудняют чтения. Кстати, гораздо более важной проблемой в настоящее время является потеря молодыми читателями знаний о деревне, быте предков. Не диалектизмы затрудняют чтение, а элементарное отсутствие широкого кругозора. К сожалению, таков, видимо, удел многих классических произведений: вместе с эпохой уходит и знание о быте той эпохи. Вот это может вести к потере читателя…

     - Какие темы творчества Белова актуальны для современного читателя?

     А.Э. Еремеев:

      - Для меня нет понятия «современный художник» или «несовременный». Например, писатели и поэты Древней Греции более современны, чем те, кто сегодня пишут неизвестно о чем. Велик тот писатель, который не утратил в сегодняшнем дне нравственных начал. Для меня великий художник – это тот, кто движется в парадигме осмысления нравственных начал, помноженных на художественность, кто смог нравственную идею воплотить в художественный образ. Без понимания той или иной темы и проблемы художественное произведение создать невозможно, важен замысел. Белов относится к тем писателям, которые находятся вне времени и пространства, как бы это не звучало пафосно. Он – классик.

      Е.А. Акелькина:

      - Думаю, почти все темы. И прежде всего – существование семьи, понимание близких людей, традиционные корни, которые сегодня утрачиваются. Как противодействие этому процессу, есть люди и семьи, которые демонстративно сохраняют формы народных промыслов и обрядов. Когда происходит разрушение чего-либо, то существует и противодействие. И Белов в этом смысле, конечно, - человек, который сохраняет лучшее, что было в жизни и Русского Севера, и вообще русской деревни. И, конечно, актуальна тема отношения к детям. У Белова есть и прекрасные детские рассказы…

      Л.В. Широкова:

      - Белов – писатель, работавший во многих жанрах. Если взять публицистику, то даже юное поколение может найти актуальные темы для размышлений. В школах Вологды в неделю, посвященную В.И. Белову, до карантина не один год проводились дискуссии. Ребята отзываются на многие вопросы: проблема «отцов и детей», вкусы (выбор музыки, литературы), тема патриотизма и гражданского выбора.

     Если же брать художественную литературу, то и тут можно найти важные для современного человека темы. Не секрет, что современность наполнена поисками выхода из духовного кризиса. Белов дает такие ориентиры. Красной линией в его творчестве проходит тема совести, правды, служения людям, Отечеству. Его герои, несмотря на кажущуюся простоту (взять известного всем Ивана Африкановича из повести «Привычное дело»),  являются носителями именно традиционного православного, патриархального сознания. Им свойственны глубокие переживания, поиски смысла жизни. И именно сегодня можно говорить о мудрости этих героев из народа, смиренно и философски (по-христиански, если хотите) принимающих все невзгоды и удары судьбы. Произведения Белова, на мой взгляд, - вне времени, думающему человеку они всегда будут близки и интересны, так как отражают не только позицию автора, но и его же собственные поиски смысла жизни, идеала.

      - Какое произведение Белова произвело на вас наибольшее впечатление?

       А.Э. Еремеев:

      - Вспоминаю, мне тогда было лет 14, совершенно чеховское произведение, где герой разговаривает с лошадью… Повесть «Привычное дело». Белов – это ведь не только певец того, что ушло. Он – и певец того, что осталось. Если из нас когда-нибудь выбьют нравственное начало либо оно само уйдет, то человечество рухнет, нас всех не станет. Когда в какой-то момент зло возобладает над добром, то разразятся те страшные катаклизмы, о которых говорится в «Апокалипсисе». Но будем надеяться, что этого не произойдет…

      Василий Иванович не только печалится о том, что ушло, но и говорит о сохранности того, что есть. Ему не надо было к чему-то призывать, он описывал те устои, которыми жил.

      Любой писатель живет и умирает вместе с читателем. Будем мы читать произведения Белова или нет, он все равно будет жить. Придет тот читатель, который откроет страницу книги и увидит Белова. К сожалению, масса разучилась читать произведения таких писателей, как Белов, – вот в чем трагедия сегодняшнего дня.

      Е.А. Акелькина:

      - Многие… Очень люблю повесть Белова «Привычное дело», она весьма пронзительна, многие рассказы: «Гудят провода», «Весенняя ночь», «Холмы», «Весна». Есть у него еще хорошая повесть «Целуются зори». Кстати, книга о народной эстетике «Лад» прекрасно написана. И действительно напоминает нам о том, что было утрачено здесь, в Сибири, и на севере, и вообще о том, что, увы, ушло в прошлое со всем порядком и строем народной жизни…

     Русский философ и литературовед М.М. Бахтин совершенно справедливо говорил, что у каждого забытого писателя или забытой книги будет праздник возрождения. И я не сомневаюсь, что придет время, когда снова люди будут читать прозу.

      Л.В. Широкова:

       - Думаю, я традиционна в своих предпочтениях. Мое открытие Белова произошло в детстве с книги «Лад». Подарочное издание с великолепными фотографиями было моей настольной книгой многие годы. Она поднимала мне настроение, дарила вдохновение. Мне было действительно интересно читать ее, а затем узнавать по теме еще больше информации из других источников. Пробовала проявить себя в народных промыслах – кружевоплетении, вышивке...  Мне был очень интересен тот мир, которого в реальной жизни у меня не было.

     В старшем возрасте познакомилась с другими произведениями Белова. Наиболее сильное впечатление на меня произвела книга «Час шестый». Трилогия, созданная Беловым, захватила мое внимание не только и не столько сюжетом, сколько именно историей. Исторические произведения всегда были мне интересны. Поэтому, наверное, и романы «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестый» Белова стали открытием.

     А еще очень нравятся детские рассказы о Катюше и ее брате Антоне. Такие чистые и светлые произведения!.. Мне кажется, читатели самых разных возрастов могут найти среди произведений Василия Ивановича что-то интересное для себя.

 

Фото: booksite.ru                                        Беседу вел Арман Сарсенбаев