30.10.2022

Академии – четверть века

28102022.jpg

Сегодня исполнилось 25 лет Омской гуманитарной академии.

Высшее учебное заведение открыто 30 октября 1997 года по инициативе президиума Омского отделения Академии гуманитарных наук России, при поддержке Администрации Омской области. Ректором стал академик Академии гуманитарных наук России, доктор филологических наук, профессор Александр Эммануилович Еремеев. Что достигнуто за четверть века? Каковы перспективы? На этот и другие вопросы отвечают ректор Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеев, первый проректор –проректор по образовательной деятельности и цифровизации, кандидат технических наук Э.Б. Хвецкович, проректор по научной работе и международной деятельности, кандидат филологических наук О.В. Попова, начальник учебно-методического управления Г.А. Киргинцева.

-  Каким был процесс становления академии?

А.Э. Еремеев:

- Всё было непросто. Достаточно сложный и тернистый путь мы прошли. До недавнего времени пережили огромное количество проблем, которые доставил в свое время Рособрнадзор, была определенная политика, нацеленная на то, чтобы сократить количество негосударственных учебных заведений, объединить их в одно целое. Мы пережили это, выдержали и входим в когорту лучших негосударственных вузов России.

Начинали довольно скромно, с аренды нескольких помещений профтехучилища, что на улице Волховстроя. Затем сумели сэкономить средства и приобрести здание, в котором сейчас находится Омская гуманитарная академия. Вокруг – парковая зона, за которой ухаживаем мы и Администрация города Омска. Создали самые благоприятные условия для учебы студентов: огромная аспирантура, прекрасная магистратура… Рособрнадзор рассматривает академию по высшей планке высших учебных заведений России.

В 1999 году открыт Гуманитарный колледж. Он был немаленький, а сейчас вовсе разросся: там обучают огромному количеству специальностей, востребованных в России и за рубежом. В академии учится огромное количество студентов из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана, Армении, Киргизии.

Высшее учебное заведение возникло благодаря помощи Администрации Омской области. Невозможно было двинуться вперед без помощи власти. Л.К. Полежаев, прежний губернатор Омской области, подержал нас, дал возможность учебному заведению развиваться. Более того, необходимо было пройти процедуры, связанные с лицензированием,  важную роль сыграл первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке О.Н. Смолин. Без его помощи академия не состоялась бы.

Г.А. Киргинцева:

- В 1997 году было открыто всего четыре специальности, сегодня же академия реализует 16 специальностей, более 50 образовательных программ. Изначально магистратуры не было, она открылась спустя год, открыто восемь направлений магистерских наук.

За эти годы пройден путь от неаккредитованного учебного заведения до академии. Изначально был создан университет, потом преобразован  в институт, затем за счет того, что открыта аспирантура и люди защищали диссертации, профильным министерством присвоен статус академии.

- Каковы достижения академии за четверть века?

А.Э. Еремеев:

- Ранее учились 1000-1200 студентов – это было локальное высшее учебное заведение. А сейчас у академии – международный рейтинг, она востребована за границей.

Академия является соучредителем докторского совета по защите диссертаций по филологии. Можно по пальцам пересчитать негосударственные вузы, которые являются учредителями докторских советов.

Также академия – единственная, имеющая свой театр. Театральная студия «Подмостки», основанная в 2017 году, не раз становилась лауреатом и победителем в студенческих фестивалях, проводимых в Омске.

Г.А. Киргинцева:

- За 25 лет академия четыре раза прошла процесс государственной аккредитации. Всегда результат был положительный. Преподавательский состав академии – очень сильный: 99 процентов преподавателей – кандидаты и доктора наук.

В 2002 году организован выпуск газеты «Слово». Это был классический формат печатного издания, которое продавали в киосках предприятия «Роспечать». А сегодня можем наблюдать работу интернет-издания «Слово».

За время существования академии появилась собственная типография. Это не свойственно даже крупным учреждениям, что уж говорить о небольшом учебном заведении. Издательство работает полноценно, удовлетворяет широкий спектр потребностей.

За четверть века изменился контингент обучающихся. Если в первые годы дипломы о высшем образовании получали 200 человек, то теперь академия ежегодно выпускает 6000 профессионалов.

- А что удалось совершить в научной сфере?

О.В. Попова:

- С 2004 года постепенно открывали направления в аспирантуре. К 2011 году их было семь, для негосударственного вуза – значительное количество. В настоящее время делаем набор на 17 научных специальностей.

Расширены научные контакты. Приглашаем к руководству аспирантами научных руководителей не только из Омска, но и других городов России. Это ученые, которые входят в диссертационные советы.

Негосударственные высшие учебные заведения не имели права на присвоение преподавателям ученых званий доцента и профессора. В течение нескольких лет мы отстаивали право на присвоение званий доцента и профессора, сейчас делаем это самостоятельно. С 2004 года около 20 преподавателей академии получили звания доцента и профессора...

Развиваться без типографии академия едва ли смогла бы. Типография работает таким образом, что научные труды ученых академии публикуются бесплатно. Редко в каком высшем учебном заведении это делается на безвозмездной основе.

Когда открыли направления в аспирантуре, встал вопрос: где аспирантам публиковать свои работы? Журналов, рецензируемых ВАК РФ, в России много, академия создала свой. Изначально в журнале «Наука о человеке: гуманитарные исследования» было пять рубрик: философские, политические, педагогические, экономические и филологические науки. В 2011 году академии рекомендовали ограничить количество рубрик, сохранены три ведущих направления, которые в наибольшей степени интересуют аспирантов и открывают путь к удачной защите диссертации.

- В академии развита система дистанционного обучения. Как удалось достичь высокого уровня подготовки студентов и магистрантов?

Э.Б. Хвецкович:

- Так получилось, что академия всегда шла впереди тех нормативных требований, которые электронной образовательной среде предъявляет Министерство науки и высшего образования РФ и Рособрнадзор. В 2006 году в академии состоялась первая установка системы для реализации электронной образовательной среды, то есть ещё до того, как рекомендации о том, что в каждом высшем учебном заведении данная система должна появиться, были опубликованы. В зависимости от того, насколько были обеспечены скоростным доступом к сети Интернет обучающиеся, постепенно изменялись технологии доступа. Первоначально информацию передавали на компакт-дисках, работы студентов принимали в печатном виде. Со временем облегчен доступ к сети Интернет, в том числе из регионов и зарубежных стран. У большинства граждан появились персональные компьютеры, с помощью которых каждому студенту академии обеспечен доступ к личному кабинету. Более 6000 обучающихся имеют доступ к учебным и методическим материалам, двум электронно-библиотечным системам, с которыми академией заключены договоры – это «Юрайт» и «IprBookShop». Электронно-библиотечные системы на 100 процентов обеспечивают учебной, научной литературой потребности, которые сформулированы в образовательных стандартах. Это позволяет обучаться и тем студентам, которые проживают в небольших населенных пунктах, в том числе в зарубежных государствах, независимо от того, имеется ли доступ к традиционным библиотекам с печатными изданиями. Всё это реализуется через личный кабинет: имеются необходимые материалы, ведется обсуждение вопросов с преподавателями. Также функционирует постоянная служба поддержки по любым вопросам.

Значительным испытанием для всех высших учебных заведений стала особая ситуация, связанная с пандемией Covid-19. Многие высшие учебные заведения пережили настоящий стресс, когда потребовалось срочно организовать онлайн-обучение, включая проведение лекционных и практических занятий. Академия была готова технологически и организационно. Были готовы и преподаватели. Поэтому без потрясений организовали проведение занятий с использованием электронной образовательной среды.

Учет студентов также автоматизирован. На протяжении более восьми лет используем информационную систему. Она позволяет проводить обучающегося от приемной комиссии, когда он только подает документы, далее через все курсы, включая документооборот в электронном виде, до последней стадии, когда с использованием всей информации формируется диплом и приложение к нему для каждого выпускника.

- Насколько широк спектр обучения студентов и магистрантов?

А.Э. Еремеев:

- Те знания, которые получают студенты, уникальны. Развиваем их профессионально, расширяем их культурный кругозор.

О.В. Попова:

- Академия выстраивает вектор, при котором студенты могут расти. То есть подниматься по ступеням не только образования, но и творческого поля.

Э.Б. Хвецкович:

- Омская гуманитарная академия имеет бессрочную лицензию. Также бессрочной является государственная аккредитация, что позволяет уверенно смотреть в завтрашний день. Обучаются более 6000 студентов. Они получают доступ к необходимой информации, имеют возможность консультироваться с преподавателями. Количество обучающихся граждан иностранных государств – более 5000, из них около 3000 – граждане Казахстана и более 1700 – граждане Узбекистана.

Г.А. Киргинцева:

- Студенты и магистранты имеют возможность получить одновременно с основным дополнительное образование. Это позволяет им начать профессиональную деятельность гораздо раньше завершения обучения в академии.

 

    Фото: https://yandex.ru/images/                     Беседу вел Игорь Жидков