31.10.2022
«Королева змей» отразила эпоху
Вчера российские зрители увидели последнюю ленту сериала «Королева змей» (первый сезон), показанную телеканалом Starz.
Исторический сериал (режиссеры И. Юнгерманн, С. Пассон, Дж. Хейт, сценарист Дж. Хейт) повествует о перипетиях жизни семей, известных в Европе в XVI веке, основан на книге «Екатерина Медичи: королева Франции эпохи Возрождения», автор которой – Л. Фрида. На протяжении восьми серий зрители лицезрели истории любви и заговоров, предательства и мести. Сюжет представляет плеяду действующих лиц, главные из которых – королева Франции Екатерина Медичи, девушка Аабис и служанка дома Медичи Рахима. За исключением пары моментов, первая серия выглядит реконструкцией событий, происшедших в XVI веке. Можно открыть книгу по истории Европы и проверить, насколько достоверно увиденное на экране. Только этот эффект утрачивается при просмотре следующих серий.
Сериал не претендует на «истину в последней инстанции», а хочет, кажется, запутать зрителя. Король Франции Генрих II не воюет с Англией, а скорее поддерживает эту страну; темнокожая прислуга стала чуть ли не советником Екатерины Медичи; персонажи мужского пола то и дело становятся жертвами или обманутыми.
Абсурд выражается в уничижении мужчин. Проблема – именно в контексте, все-таки время действия – XVI век. Представлять королей, военачальников, представителей элиты в качестве близоруких неучей, которые без участия женщин ничего сделать не могут, − странно.
Делает повествование похожим на фарс и Рахима. Среди служанок, конечно, встречались умные люди, но в то, что девушка, которая кроме служения господам, ничего в жизни не видела, оказалась умнее представителей правящей европейской верхушки, поверить трудно. Возможно, покажи создатели сериала предысторию и процесс изучения неподражаемой Рахимой в подполье, допустим, научной литературы, основ политики и права, то и некоторые сомнения, возможно, рассеялись бы.
Не только служанка, но и Екатерина Медичи, сыгранная Самантой Мортон, показана сильной личностью. Медичи и бескомпромиссна, и жестока, и властна. Мортон как будто родилась для этой роли. В её действиях чувствуется уверенность. Она радует зрителя искренностью и естественностью от первой до последней серии.
Правдоподобны декорации и реквизит. Замки, залы, поля, сады, предметы интерьера, костюмы, украшения – всё это выглядит достоверно. Декораторы, корпевшие над воссозданием на экране эпохи религиозных войн во Франции, проявили себя выше всяких похвал и, возможно, сами о том не догадываясь, приложили усилия, чтобы исправить ошибки, допущенные сценаристом. Эффект правдоподобия не был бы достигнут и без работы операторов Эда Рутерфорда и Эксела Коснефруа. Чувствуется рука этих художников в сценах, и это добавляет уникальности событиям.
Впечатление о лентах противоречиво… С одной стороны, в целом сериал порождает отрицательные эмоции, как будто увидена дешёвая драма или мыльная опера. С другой стороны, если оценивать визуальную составляющую и актёрскую игру Мортон, игнорируя сюжет, – это отличный сериал. Пока постановщики старались проявить свои лучшие качества, сценарист перечеркнул достоинства их работы посредственно рассказанной историей…
Иллюстрации: kinopoisk.ru Игорь Жидков