31.10.2022

«Королева змей» отразила эпоху

31102022-1.jpg

Вчера российские зрители увидели последнюю ленту сериала «Королева змей» (первый сезон), показанную телеканалом Starz.
Исторический сериал (режиссеры И. Юнгерманн, С. Пассон, Дж. Хейт, сценарист Дж. Хейт) повествует о перипетиях жизни семей, известных в Европе в XVI веке, основан на книге «Екатерина Медичи: королева Франции эпохи Возрождения», автор которой – Л. Фрида. На протяжении восьми серий зрители лицезрели истории любви и заговоров, предательства и мести. Сюжет представляет плеяду действующих лиц, главные из которых – королева Франции Екатерина Медичи, девушка Аабис и служанка дома Медичи Рахима. За исключением пары моментов, первая серия выглядит реконструкцией событий, происшедших в XVI веке. Можно открыть книгу по истории Европы и проверить, насколько достоверно увиденное на экране. Только этот эффект утрачивается при просмотре следующих серий. 
Сериал не претендует на «истину в последней инстанции», а хочет, кажется, запутать зрителя. Король Франции Генрих II не воюет с Англией, а скорее поддерживает эту страну; темнокожая прислуга стала чуть ли не советником Екатерины Медичи; персонажи мужского пола то и дело становятся жертвами или обманутыми. 
Абсурд выражается в уничижении мужчин. Проблема – именно в контексте, все-таки время действия – XVI век. Представлять королей, военачальников, представителей элиты в качестве близоруких неучей, которые без участия женщин ничего сделать не могут, − странно. 
31102022-2.jpg  
Делает повествование похожим на фарс и Рахима. Среди служанок, конечно, встречались умные люди, но в то, что девушка, которая кроме служения господам, ничего в жизни не видела, оказалась умнее представителей правящей европейской верхушки, поверить трудно. Возможно, покажи создатели сериала предысторию и процесс изучения неподражаемой Рахимой в подполье, допустим, научной литературы, основ политики и права, то и некоторые сомнения, возможно, рассеялись бы. 
Не только служанка, но и Екатерина Медичи, сыгранная Самантой Мортон, показана сильной личностью. Медичи и бескомпромиссна, и жестока, и властна. Мортон как будто родилась для этой роли. В её действиях чувствуется уверенность. Она радует зрителя искренностью и естественностью от первой до последней серии. 
Правдоподобны декорации и реквизит. Замки, залы, поля, сады, предметы интерьера, костюмы, украшения – всё это выглядит достоверно. Декораторы, корпевшие над воссозданием на экране эпохи религиозных войн во Франции, проявили себя выше всяких похвал и, возможно, сами о том не догадываясь, приложили усилия, чтобы исправить ошибки, допущенные сценаристом. Эффект правдоподобия не был бы достигнут и без работы операторов Эда Рутерфорда и Эксела Коснефруа. Чувствуется рука этих художников в сценах, и это добавляет уникальности событиям. 
Впечатление о лентах противоречиво… С одной стороны, в целом сериал порождает отрицательные эмоции, как будто увидена дешёвая драма или мыльная опера. С другой стороны, если оценивать визуальную составляющую и актёрскую игру Мортон, игнорируя сюжет, – это отличный сериал. Пока постановщики старались проявить свои лучшие качества, сценарист перечеркнул достоинства их работы посредственно рассказанной историей…

Иллюстрации: kinopoisk.ru                                   Игорь Жидков